«Разочаровывать не намерен!». Валерий Гергиев об ответственности и вызовах

Елена Яценко / АиФ

Мариинский театр открыл новый сезон. Причём, не только в Петербурге, но и во Владивостоке, где работает Дольневосточнй филиал. 

   
   

Баланс сил

Его уже не называют Приморским театром, это Мариинский театр во Владивостоке, что для нас большая ответственность и большой вызов, - сказал маэстро. - Одно из важнейших событий - Первый международный фестиваль «Мариинский», в котором участвовали около 290 наших артистов. Фестиваль прошёл при огромном стечении публики, в том числе - сотен любителей оперы, балета и классической музыки из Южной Кореи, Японии, Китая, Тайваня, даже из Америки и Европы. Я на это рассчитывал, но не настолько!

Владивосток будет быстро - надеюсь, даже стремительно - становиться одной из культурных столиц огромного и важнейшего Тихоокеанского региона. Там в непосредственной близости находятся крупные и динамичные культурные центы: Сеул, Пекин, Харбин, Шанхай, Гонконг. Их связывают с Владивостоком достаточно короткие по нашим меркам расстояния, как минимум вдвое короче, чем путешествие из Москвы или Петербурга.

Думаю, что приход Мариинского театра во Владивосток изменит расстановку акцентов и баланс сил в регионе. Я говорю не только о политических, экономических процессах, которые там давно идут, но и о культурных.

Могучий коллектив Мариинского театра обязан знакомить мировую общественность с десятками опер, написанных российскими композиторами. Это я считаю нашей прямой обязанностью, может,  даже первой. Мы показали спектакли, которые никогда в этой части глобального пространства не представлялись публике. Прежде всего – оперу Прокофьева «Обручение в монастыре» в рамках празднования 125-летия композитора. И наша публика, и иностранцы открыли для себя великолепное произведение.

Владивосток живёт одной жизнью с Мариинским театром, работа планируется, в основном, здесь. В начале ноября мы выступим с яркой акцией: исполним оперу Вагнера «Кольцо нибелунга». Мне хочется, чтобы владивостокская публика перестала удивлённо смотреть на афишу с именами Вагнера, Берлиоза, Дебюсси. Я чувствую всё больший интерес.

Действовать быстро

У нашего коллектива практически не было возможности полноценно отдохнуть. Но люди понимают свою ответственность. Хотя, если человек заявляет, что хочет уйти в отпуск, я его услышу. Но такой настрой в театре не доминирует. Люди по-другому воспитаны. Нас закалили трудные девяностые годы, с тех пор особенно не меняемся. 

   
   

Если говорить о балете, то около 60-ти танцовщиков показали во Владивостоке грандиозную «Симфонию до-мажор» - один из главных спектаклей Баланчина. А 2 ноября а «Кармен-сюите» выступит Диана Вишнёва.   

С превеликим трудом, но мы открыли во Владивостоке хореографическую школу.  И Мариинский театр и Академия Вагановой собрали все силы, чтобы не откладывать на год важнейший процесс.   

Помог твёрдый настрой вице-премьера Ольги Голодец, и мой, потому что во многом именно по моей инициативе процесс там пошёл быстро. У меня довольно большой практический опыт, и я знаю, что, объявляя о какой-то цели, ты либо начинаешь действовать, либо теряешь время, возможности,  а общественность - интерес. Это начинает выглядеть как «поговорили и забыли». Стараемся этого не допускать.

Люди поверили в то, что к ним пришёл Мариинский театр. Разочаровывать их я не намерен.

Смелые программы

Всегда подчёркиваю, что придаю особое значение гастролям по России. Мы выступили в Самаре на фестивале «Мстиславу Ростроповичу». Когда-то давно в беседе в Галиной Павловной Вишневской возникла идея сделать что-то, посвящённое великому музыканту, не в Москве и Петербурге, а в провинции. Потому что Ростропович любил там бывать. Сразу скажу, что совсем не считаю Самару «провинциальной». А фестиваль проходит уже в девятый раз.

После Самары оркестр, хор и солисты Мариинского театра побывали в Томске, Новосибирске  и Хабаровске, где уже неоднократно выступали.

Мы даём смелые программы, а совсем не обязательно популярную классику.  Российская публика готова к любым программам: и современной музыки, и произведениям, которые редко звучат. Это уже проверено.

Впервые на Кубе

Перечислять страны, в которых мы гастролируем, неблагодарный труд. Но вот недавно открыли новый маршрут – Кубу.

Во время тура по Америке и Мексике я посчитал уместным  выступить на Кубе, ведь так уж случилось, что за все годы моего руководства театром, мы там не были.

Организовали эти гастроли сами, не было никаких контрактов. Попросили наше посольство узнать, есть ли возможность найти зал. Когда выяснилось, что такая возможность есть, на ходу поменяли маршрут. Сами за всё заплатили, сделали кубинским любителям музыки подарок. Великолепный исторический театр в Гаване нас поразил. Играли Прокофьева и Шостаковича, нас здорово там встретили. Многие мои друзья из разных стран прилетели на концерт, который стал событием.

Дом Лермонтова

В родном Петербурге за деятельностью Мариинского театра следят пристально, и не только в отношении творчества. Когда появилась информация, что нам передают дом Лермонтова, возникли разного рода домыслы.

Я сам поклонник великого русского поэта, и заинтересован в том, чтобы память Лермонтова была жива, в том числе - через музей-квартиру, которая будет бережно восстановлена.

Ну а в театре остро стоит вопрос жилья. У нас много молодых артистов, бросать их на произвол судьбы было бы ошибкой. Когда я пришёл в театр, в 24 года,  мне предоставили  ведомственное жильё - комнату метров в десять, там я готовился к своим первым спектаклям. Ко мне отнеслись серьёзно - я тоже хочу отнестись серьёзно к молодым.

И с домом Лермонтова проблема совсем не в Мариинском театре, а в том, где же все были, когда дом разрушался? Будем стараться сделать достойно как имени Лермонтова, так и репутации театра. Найдём средства вместе с городом, у меня есть договорённость с губернатором… Но, проходя формальности, мы теряем месяцы. Надеюсь, что не годы.

Сохранить историю

Ещё одна волнующая многих проблема – что же будет с историческим зданием Мариинского театра. За его состоянием мы пристально следим, и не отправим на реконструкцию, пока процесс не будет подготовлен самым тщательным образом. Сделаю всё возможное, чтобы исторический театр, которому мы все поклоняемся, не превратился в новодел. У меня есть опыт работы в старом Ла Скала и Ковент-гардене, а когда потом я оказывался в обновлённых залах,  было больно осознавать: что-то ушло из этих театров навсегда… Если  подобное произойдёт с Мариинским в пору моего руководства, ни на кого списывать вину не буду. Знаю, что есть слишком рьяные строители, которые видят в таком проекте возможность войти, начать стройку, и растянуть её на годы. И уйдут не запланированные деньги, а гораздо большие. В результате многие обогатятся, а театр навсегда лишится своего неповторимого  обаяния. Этого не будет.

Смотрите также: