Примерное время чтения: 4 минуты
314

Сто визитов. Валерий Гергиев о том, что сближает народы

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 25. Аргументы и факты - Петербург 22/06/2016
Маэстро Гергиев, японская скрипачка Акико Суванаи.
Маэстро Гергиев, японская скрипачка Акико Суванаи. Пресс-служба Мариинского театра

Чайковский - впервые!

В Мариинском театре открылась выставка «Искусство в чистом виде», посвящённая 100-летию первых гастролей русского балета в Японии.

- Это произошло в июне 1916 года, - рассказывает Валерий Абисалович. - Тогда в Японию приехали на гастроли солисты Мариинского театра. И даже музыка Чайковского, под которую они танцевали, впервые прозвучала в Стране восходящего солнца!

Поразительно, но в разгар Первой мировой войны по приглашению японского посла в Петрограде барона Мотоно Итиро в Императорском театре Токио выступали русские артисты. Гастроли получили огромный резонанс, о них писали газеты. Вот яркий пример того, как наши предшественники сто лет назад смогли наладить замечательные отношения. Выставка напоминает, какие тесные и глубокие культурные связи существуют между двумя народами.

И сегодня Мариинский театр играет большую роль не только в отношениях России и Японии, но и в том, чтобы весь Восточно-Азиатский регион оставался зоной мира. Мы сотрудничаем с Китаем, Южной Кореей. Я бы очень хотел, чтобы к нам присоединились музыканты Северной Кореи. Хуже всего, когда не существует никаких отношений, вот это опасно. Тогда люди считают, что у них есть враги, - и возникает страх.

Музыканты могут преодолеть эту ситуацию и сделать то, что не всегда под силу политикам и дипломатам, - донести правду о своих странах.

До Владивостока

Я сам большой поклонник японской культуры: так много раз бывал в стране, что вскоре отмечу свой сотый визит! Начинал совсем молодым дирижёром в 1984 году. В те времена со мной гастролировали юные Женя Кисин, Вадик Репин, Максим Венгеров... Теперь они уже знаменитые исполнители и до сих пор часто выступают в Японии. В состав гастрольной группы я всегда старался включать начинающих - Анну Нетребко, Ольгу Бородину, Ильдара Абдразакова - японская публика проявляет огромное внимание к новым именам.

А я с благодарностью вспоминаю о том, что японская сторона уже лет 25 назад начала записывать в Мариинском театре оперные и балетные спектакли. Для того чтобы популяризировать их во всём мире. Для нас это имело огромное значение. За прошедшее время изменились и усовершенствовались технологии - японцы всегда лидировали в этой области, но сотрудничество продолжается.

После Петербурга выставка отправится во Владивосток, где с 30 июля по 10 августа пройдёт Первый международный дальневосточный фестиваль «Мариинский». За десять дней дадим 25 спектаклей.

Приглашены, прежде всего, российские, японские, южнокорейские, китайские артисты. Также участвуют выдающиеся исполнители из Северной и Южной Америки. Спектакли и концерты пройдут не только в здании театра, но и в Доме офицеров Тихоокеанского флота, в детском центре «Океан» и даже на палубе крейсера «Варяг», выполнявшего боевые задачи у берегов Сирии. Надеюсь, на фестиваль приедут зрители со всего региона. Как-то я уже говорил, что есть поклонники, которые вслед за Мариинским театром летают по миру. Ну а теперь для жителей Японии, Китая и Южной Кореи до Владивостока - два-три часа лёта.

Я большой оптимист и уверен, что в XXI веке культурные отношения не будут зависеть от внешних факторов, а станут важнейшим звеном в сохранении мира во всем мире. К сожалению, исторические события иногда ставят страны друг против друга. Это уносит много человеческих жизней, и потом все об этом сожалеют. Если мостом для понимания станет культура, в мире будет меньше проблем.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах