Пересматриваются рацион и режим питания, а главным становится жесткий график приема сахароснижающих препаратов или инъекций инсулина. Нужно также постоянно следить за уровнем глюкозы в крови, контролировать свой организм. И все же выход есть.
- Если выполнять определенные правила, жизнь такого больного будет мало отличаться от жизни здоровых людей, - говорит председатель Санкт-Петербургского диабетического общества Марина Шипулина. - Мы учим людей самостоятельно справляться с болезнью, управлять ею. Пытаемся доказать, что диабет не может быть помехой для активной жизни и самореализации.
Окунуться в проблему ее заставило личное горе. Марина окончила Горный институт, ездила в экспедиции на Дальний Восток и Поволжье, работала на кафедре гидрологии, подавала научные надежды. И вдруг все изменилось. Заболел сын. Сначала охватили отчаяние и страх. Но стремление помочь близкому человеку и другим людям заставило собрать все силы.
Вскоре она поняла, что в одиночку ничего не сделает. Так 19 лет назад впервые в России появилась уникальная общественная организация - Санкт-Петербургское диабетическое общество. Сегодня в его рядах свыше 10 тысяч человек. И все эти годы Марина Григорьевна является бессменным председателем. Сегодня она - известный общественный деятель, признанный эксперт международного класса. А Петербург является пионером среди городов-миллионников в реализации ряда масштабных проектов.
Маршем по диабету
Именно под влиянием и напором таких энтузиастов в городе изменилось само отношение к «чуме XX века». Один лишь штрих. Городская медико-социальная программа «Диабет» на протяжении ряда лет утверждалась правительством на уровне закона. Активно проводится и «Профилактика диабета и его осложнений». Больным оказывают юридическую, психологическую и социальную поддержку. Создана информационная служба, где можно узнать о наличии лекарств в аптеках, школе самоконтроля. Ежемесячно выходит газета «Диабет». Работают группы психологической поддержки, издаются методические пособия. Больным помогают трудоустроиться, проводят обучающие семинары для муниципальных служб.
А вот для общения с детьми и подростками избрали другую тактику. Ведь они особенно тяжело переживают свалившуюся беду. Нервные срывы и неумение регулировать свое физическое состояние на первых порах приводят к частой госпитализации. Как быть? Выход нашелся не сразу. В Питере к работе с подрастающим поколением решили привлечь такую же молодежь. Только прошедшую все круги болезни.
Известно, что для тинейджеров в их взрывоопасном возрасте наиболее авторитетным является мнение сверстников. На этом и попробовали сыграть руководители школ самоконтроля. Ход оказался удачным. Заболевшие ребята видели, что их товарищи «по несчастью» ничем не отличаются от здоровых. Так же играют в подвижные игры, общаются, показывают эрудицию и творческие способности. Значит, не все потеряно! Особенно здорово такая адаптация проходит на каникулах, в специализированном спортивном лагере. Молодые активисты-питерцы прошли даже маршем по Северо-Западу, отправились в Саратов, где поделились с ровесниками своим опытом управления диабетом.
Учиться вместе с классом
Сейчас диабетическое общество бьется за школьников. Дело в том, что больные дети часто не вписываются в учебное расписание. Ребенку, страдающему от диабета, надо питаться чаще, чем обычно, - в идеале 4 - 5 раз в день. На протяжении уроков ему необходимо выкроить 15 - 20-минутный перерыв и сделать инъекцию. Кажется, ничего сложного. Но наши школы устроены так, что сделать это практически невозможно. Может дойти до того, что на ребенка будут показывать пальцем, дразнить.
- В итоге многие замыкаются и переходят на домашнее обучение, что в корне неправильно, - считает Марина Шипулина. - Такой ребенок может и должен заниматься в коллективе и ничем не отличаться от сверстников.
В эти дни в учебных заведениях распространяются брошюры, где изложены столь нехитрые правила. Члены общества, да и все, кого коснулась эта беда, встречаются с депутатами, местными властями. В который раз они пытаются донести простую истину: у людей, больных диабетом, должна быть полноценная жизнь.