В квартире - 500 человек?
- Как подтверждает пограничный контроль, половина всех мигрантов заявляет, что едут с частной целью, и только 5-6 процентов указывают трудовую миграцию, - говорит начальник УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Елена Дунаева. - В итоге, оказавшись в нашем городе, человек часто толком не знает, где получит работу и крышу над головой. Вот и выходит, что де-юре он легализовался, а де-факто - живёт в подвале. Положение усугубляется плохим знанием русского языка. Доходит до абсурда. В аэропорту на вопрос о наркотиках парень из кишлака или молдавского села запросто может ответить «да», совершенно не понимая, о чём его спрашивают.
Понятно, что при такой «интеграции» выходцам из Кавказа и Азии сложно получить официальный статус. Да они и не понимают, как им преодолеть нашу бюрократию, когда для оформления документов нужно обращаться в разные инстанции: к медикам, в отделы ФМС и т. д. Кроме того, за все справки надо платить. В государственных организациях пакет услуг стоит до 11 тыс. руб., а коммерсанты запрашивают от 16 до 30 тыс. Результат - сотни людей так и остаются на нелегальном положении.
Конечно, этим активно пользуются мошенники. Прописывают по 300-500 человек в одной квартире. В городе появились настоящие гетто, азербайджанские, узбекские, таджикские кварталы, где гастарбайтеров незаконно селят в аварийные пятиэтажки. Недавно в Красногвардейском районе один из предприимчивых собственников зарегистрировал на своей жилплощади сразу 173 иностранных гражданина.
А 20-летняя владелица элитных метров на Васильевском острове приютила 40 лиц без гражданства. На обоих заведены уголовные дела.
Гостиница усиленного режима
Выходом могли бы стать доходные дома. Два уже открыты - на Лиговском и Коломяжском проспектах. Там тепло, уютно, оборудованы кухня, прачечная, работает столовая. Стоит комфорт 6 тыс. руб. в месяц. Однако дело в том, что договор о проживании заключает не сам дворник или кровельщик, а работодатель. Он и диктует условия. В итоге сегодня эти социальные гостиницы больше похожи на режимные объекты, куда надо прийти до 23.00, нельзя пригласить близких и т. д.
Много сложностей и с медицинским обслуживанием.
- У большинства мигрантов нет медицинской страховки, - говорит Елена Дунаева. - В законе прописана статья, запрещающая въезд без этого документа, но она не работает. В итоге даже если человек узнаёт, что у него тяжёлая инфекция, ничего не может сделать. Не знает, где и как получить помощь, платные услуги для него недоступны. А недобросовестный работодатель, нарушая все правила, берёт такие кадры и уходит от ответственности. Правда, ситуация улучшилась после открытия «Единого медицинского центра» - справки о состоянии здоровья приезжим теперь выдаются более упорядоченно, удалось остановить и вал поддельных бумаг. Но в целом проблема остаётся острой.
- Памятен случай, когда в роддом № 17 по «скорой» привезли роженицу-нелегалку из Таджикистана с открытой формой туберкулеза, - говорит координатор проекта по защите прав мигрантов Наталья Зайберт. - Она лежала в общей палате, общалась с такими же мамочками. В группе риска оказалось до 50 человек! Женщины и их дети до сих пор стоят на диспансерном учёте. Мы предлагаем решить эту задачу за счёт профосмотров прямо на рабочих местах, а также кабинетов бесплатной или недорогой медпомощи при НКО и национальных объединениях. Переговоры уже ведутся.
Много криминала и в трудовых отношениях.
- Задержки и невыплаты зарплаты, принуждение к работе в выходные, нарушение техники безопасности - обычная практика, - подтверждает руководитель отдела Бюро международной организации по миграции РФ Дмитрий Валентей. - В прошлом году в Кировском районе молодой узбек во время очистки крыши от снега упал и разбился. Работодатель отделался лёгким испугом.
Возможно, в наступившем году ситуация изменится. Навести порядок власти намерены за счёт так называемого «организованного набора граждан». Схема проста. Создаётся биржа труда, которая аккумулирует заявки от работодателей региона. В свою очередь, руководители ФМС заключают договор с соответствующими структурами в странах СНГ. Они и занимаются формированием «отрядов», желающих работать в России. Информируют о вакансиях, помогают с переездом.
В рамках проекта в одном из ПТУ налажено и обучение ходовым на городском рынке труда профессиям. Говорят, наибольшей популярностью у молодёжи пользуются электросварщики и токари. А также 10 часов в неделю отведено изучению русского языка. Первые сто человек, подготовленных по этой программе в Таджикистане, ждут в Петербурге уже в феврале. Такой же эксперимент обещают начать и в Узбекистане.
Смотрите также:
- Из 114 тысяч хотят работать двое. Город исчерпал квоту на приём беженцев →
- Незваные гости. Власть наконец-то признала мигрантов проблемой →
- Паспортный бардак →