«Аврору» отправили на пенсию. Легендарный крейсер окончательно превратился в памятник

Санкт-Петербург, 17 октября – «АиФ-Петербург». Битва за «Аврору» проиграна. Крейсер, который в 2010 году приказом министра обороны России был выведен из боевого состава ВМФ и передан на баланс Военно-морского музея, покинули последние матросы. Шансов возвращения кораблю военного статуса практически не осталось.

   
   

Банкет для уважаемых господ

Напомним, скандальная вечеринка, вызвавшая бурное обсуждение в обществе и положившая начало процессу вывода крейсера из состава ВМФ, состоялась в ночь на 6 июня 2009 года во время Петербургского экономического форума. «Аврору» арендовали как банкетный зал, чтобы в красивых декорациях отметить маленький юбилей – год с момента выхода журнала «Русский пионер». Шумный праздник в революционном стиле, организованный президентом инвестиционного фонда Группа ОНЭКСИМ Михаилом Прохоровым, посетили такие уважаемый люди, как полпред президента Илья Клебанов, министр экономического развития Эльвира Набиуллина, а также губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко.

Как писали тогда СМИ, гости развлекались антикризисными частушками и икрой, а водку разносили официантки в тельняшках. Под конец праздника гости, разогретые алкоголем и песнями группы «Рубль», ныряли в холодные воды Невы прямо в своих дорогих костюмах.

Справка:

 

 

«Аврора» — крейсер 1-го ранга Балтийского флота. Заложен в 1897 году в Санкт-Петербурге на судостроительном заводе Новое Адмиралтейство. Группу конструкторов, работавших над проектом, возглавлял управляющий Балтийским заводом старший судостроитель К. К. Ратник. Назван в честь парусного фрегата «Аврора», прославившегося при обороне Петропавловска-Камчатского.

Корабль предназначался для выполнения функций крейсера-разведчика и борьбы с торговым судоходством противника на небольшом удалении от баз, а также для поддержки броненосцев в эскадренном бою. Фактически не мог решать ни одну из этих задач из-за недостаточной (на 1900-е годы) для крейсера дальности плавания, малой скорости, слабого вооружения и защиты, поэтому с 1908 года выполнял функции учебного крейсера.

Свою известность крейсер приобрел во время революционных событий 1917 года. Именно холостые выстрелы с «Авроры» в ночь на 25 октября послужили сигналом к штурму Смольного.

 

Позже директор музея Лев Чернавин признавался журналистам, что был не в курсе того праздника, который проходил на корабле. «Знали, что какое-то мероприятие с разрешения командования, и все», - оправдывался он.

Через несколько месяцев главная военная прокуратура провела проверку, в ходе которой пришла к выводу, что разрешение на проведение данного мероприятия, выданное воинскими должностными лицами, противоречило требованиям общевоинских уставов, а также законодательства об объектах культурного наследия и создало предпосылки к утрате (повреждению) музейных ценностей. В итоге наказание понес корабль: министр обороны своим приказом вывел «Аврору» из боевого состава ВМФ.

Дело чести

После этого неоднократно предпринимались попытки восстановить доброе имя крейсера – вернуть ему статус боевого корабля. В июне этого года депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга на одном из заседаний приняли постановление об обращении к президенту России, в котором они попросили Владимира Путина вернуть крейсеру статус корабля №1 в составе ВМФ России.

В обращении был процитирован ответ главнокомандующего Военно-Морским флотом России адмирала Владимира Высоцкого, в котором тот заверят, что «экипаж крейсера «Аврора» не расформировывается, а переформировывается на штат численностью 3 военнослужащих (1 командир, штатная категория «капитан 2-го ранга», 2 матроса) и 28 человек гражданского персонала».

   
   

Депутаты выразили уверенность, что эта информация не соответствует действительности. «Командира на корабле нет, численность военного экипажа значительно снижена, гражданский персонал отсутствует. Есть все основания говорить о саботаже приказа Минобороны Российской Федерации», - заявили депутаты, попросив Путина лично разобраться в сложившейся ситуации.

«Мы считаем, что военный экипаж крейсеру «Аврора» необходим: лишившись военной составляющей, старейший корабль российского флота потеряет почетное место в боевом строю ВМФ России», - резюмировали парламентарии.

Позже свое обращение к главе государства направил клуб моряков-подводников и ветеранов ВМФ. Они попросили Владимира Путина сделать «Аврору» президентским кораблем. По их мнению, Военно-морской музей и обслуживающая крейсер компания «Славянка» не могут содержать его в надлежащем состоянии. Поэтому клуб моряков-подводников и ветеранов ВМФ предложил сделать легендарный крейсер президентским кораблем: многого для этого не нужно – достаточно поставить двигатели, поскольку «Аврора» находится на плаву.

Как сообщал председатель Совета клуба моряков-подводников и ветеранов ВМФ, капитан первого ранга Игорь Курдин, «Аврора» - это не символ флота, это не символ революции и даже не символ Петербурга, как морской столицы – это символ нации».

Президент не отмахнулся от ветеранов, а поручил разобраться в ситуации министру обороны России Анатолию Сердюкову. Это было всего лишь 2 месяца назад. Но пока министр «разбирался», крейсер потерял последнюю ниточку, связывавшую его с Военно-морским флотом. Во вторник утром с «Авроры» на берег сошел последний матрос.

Смотрите также: