Есть ли шанс у газет? Издатели поговорили о проблемах прессы

Санкт-Петербург, 27 июня – «АиФ-Петербург». Что ждет печатные издания в России, что мешает их распространению и как остановить вытеснение прессы – эти важные для газетного рынка вопросы 27 июня обсуждали в пресс-центре «АиФ-Петербург». На встречу из Москвы приехали представители Гильдии издателей периодической печати. Собрались также местные петербургские издатели и редакторы крупных многотиражных газет.

   
   

Тиражи падают, киоски закрывают

Президент Гильдии издателей периодической печати Сергей Моисеев начал с грустной для индустрии новости. За последние полтора года ситуация резко ухудшилась. Тиражи падают, точки распространения сокращаются. Последние законодательные инициативы, запретившие рекламу алкоголя и табака, существенно снизили рекламные доходы, усложнив и без того непростое положение прессы.

«Время для гильдии сложное, - признал Моисеев. - Проблема в том, что у нас нет общей лоббистской организации, которая бы изменила ситуацию в социальной и экономической сфере».

«Нужны ли городу газеты?» Парламент Петербурга будет решать проблемы распространения печатной прессы>>

Получается, что проблемы в печатной журналистике сейчас связаны не столько с ограничением свободы слова, сколько с социально-экономическими реалиями, подчеркнул эксперт. Именно они приводят к медленному умиранию печати.

фото: Russianlook.com

Пугает специалистов и возможное ограничение рекламы биологически-активных добавок, на которые сегодня приходится 20 процентов рекламных доходов. По мнению эксперта, не следует допускать полного запрета на рекламу БАД.

«В прошлом году удалось отстоять на год введение пошлин на мелованную бумагу. Есть проблемы с сетью распространения, которая фактически гибнет в России. По пальцам можно перечислить места, где распространение находится в удовлетворительном состоянии. Вместе с распространителями стремимся стабилизировать ситуацию», - отчитался Моисеев.

   
   

Куда исчезают газеты? Выросло целое поколение, не знающее печатного слова>>

Третья проблема, по его словам, - изменения, касающиеся морально-этических аспектов законодательства, правки в гражданский кодекс по защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Огорчает экспертов и закон о СРО.

«Закон о Само-регулируемых организациях, который попал к нам, подразумевает жесткую саморегулируемую организацию, которая напоминает внутреннюю цензуру. Перегиб тут неизбежен», - отметил Моисеев.

Глава Гильдии издателей обратился к представителям СМИ быть активнее и высказывать свои предложения.

Есть идеи

Специалисты рабочей группы, в которую входят представители общественных организаций, издатели и распространители печатной продукции, решили разработать дорожную карту. В ней 10 пунктов – конкретных предложений для законодательной и исполнительной власти на тему того, как улучшить ситуацию на печатном рынке. Большей частью – поправки к существующим федеральным законам.

Вышел в свет 1000-й выпуск газеты «АиФ-Петербург»>>

Среди них – изменения в налоговый кодекс, предложение разработать единый документ, определяющий размер субсидий на затраты «Почты России» по доставке изданий. Создание рабочей группы при Минкомсвязи, которая выработает единый регламент подготовки разрешительной документации под точки размещения прессы, изменения в технический регламент таможенного союза в части книжной продукции для детей и подростков и другие.

«Если удастся решить хотя бы четыре из десяти пунктов, это поможет стабилизировать ситуацию. Иначе через два года рынок начнет сыпаться», - пессимистично заключил Моисеев.

фото: Russianlook.com

Еще одна проблема – интернет, который наступает на федеральные газеты. Региональных изданий, по мнению эксперта, это коснется меньше. Будущее как раз за ними - они будут расти, перерастать в еженедельные таблоиды.

«Задача – объединить всех игроков рынка в единое целое, потому что весь пар пока уходит в гудок. В Москве закрыты до одной трети киосков, так как они экономически не эффективны», - добавил эксперт.

Газетам надо объединяться

Впрочем, и сами представители СМИ, как правило, довольно пассивны в защите своих интересов.

«Питерское сообщество объединяется не когда все хорошо или плохо, а когда надо раздать премии, - посетовала генеральный директор газеты «Аргументы и факты в Петербурге» и сопредседатель представительства ГИПП в Петербурге Светлана Малахова. - А проблемы решаются кулуарно. Хотелось бы выйти на другой уровень - тревожно в связи с последними событиями в Петербурге в медиа среде. «Съесть» поодиночке легче, чем всех сразу. Надеемся, что комитет по печати включится в процесс».

Печатное слово государственного значения. Издатели намерены бороться за расширение сети распространения>>

«В мае мы создали рабочую группу по периодической печатной продукции, - откликнулся заместитель председателя Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации Алексей Васильев. 

Чиновник сообщил, что правительство Петербурга к сентябрю разработает адресную программу распространения печати– Смольный готов предоставить газетам до 1 тысячи мест под новые газетные киоски. По его словам, до конца этого года появится и программа развития рынка печатной продукции на ближайшие 5 лет. Кроме того, Смольный втрое увеличил гранты на развитие СМИ – в этом году на периодические издания выделили 118 миллионов рублей.

«Если посмотреть совокупные траты региональных и федеральных бюджетов, они очень немаленькие, но они неэффективные, - высказался Генеральный директор «Пронто-Петербург» Александр Евсеев. – Это недостаток консолидации самих издателей. В течение года мы боремся с одним издателем, который разрушает издательский рынок. Он фактически обеспечил рейдерский захват одной из газет в Пскове. Мы тоже должны селектировать тех, кто состоит в нашем сообществе».

«Отпевать» газеты рано! Их по-прежнему ждут и любят>>

Светлана Малахова предложила включить в рабочую группу, помимо чиновников, представителей общественных организаций.

«С помощью резонанса в СМИ удалось приостановить снос киосков. Процесс не ухудшается, надеемся, что будет лучше», - сказала генеральный директор газеты «Аргументы и факты в Петербурге».

«Исполнительная власть должна понимать, что рынок печатных СМИ – моральное здоровье нации. Газеты – это наши традиции, которые, в том числе, играют просветительскую и воспитательную роль. Если у нас забирают одни источники дохода, надо думать, чем их можно заменить», - уверен Сергей Моисеев.