Киоски на Невском
Тема была затронута в рамках дискуссии на тему «Куда исчезают газеты?», приуроченной к открытию новой пресс-студии еженедельника «Аргументы и факты – Петербург». Поводом для организации круглого стола стала вышедшая на страницах газеты статья под названием «Газеты или сигареты? Выросло целое поколение, не знающее печатного слова». В ней рассматривались основные проблемы рынка распространения печатных СМИ.
По мнению издателей, главным вопросом по-прежнему остается отношение к печатным изданиям со стороны властей. Заместитель главного редактора газеты «Аргументы и Факты» Игорь Никифоров отметил, что газеты теряют свою аудиторию не только из-за Сети, но и по причине закрытия точек продаж. «В глубинке темпы интернетезации отнюдь не велики, а печатные издания – основной источник информации наряду с радио и телевидением. Ситуация с печатными изданиями вызывает опасения. Происходит выдавливание киосков с улиц городов, а ведь газета – товар, который должен находиться по пути. Мы не понимаем, почему это происходит. Либо это целенаправленное действие властей, либо глупость и недальновидность чиновников. Необходимо внести поправки в закон на государственном уровне, которые помогли бы распространению», - сказал Никифоров.
Также издатели отметили, что владельцам точек по продажам печатных изданий власти просто отказываются продлевать аренду. В этой связи газеты вынуждены входить в сети гипермаркетов, которые требуют от издателей дополнительных денег. «Никто не пойдет специально в гипермаркеты за газетами и журналами. Кроме того, и самой газете надо доплачивать за присутствие в сетях гипермаркетов», - недоумевает Игорь Никифоров.
Непростой ситуацией уже обеспокоились в петербургском парламенте. Депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от фракции «Справедливая Россия» Марина Шишкина готовит законопроект, который поможет вернуть на улицы Невского проспекта киоски, занимающиеся продажей печатной продукции. Этот шаг должен указать властям на существующую проблему.
Любовь к печатному слову
Также издатели озадачены и сотрудничеством с «Почтой России». При доставке подписных изданий постоянно возникают сбои, из-за чего газеты несут убытки. «Главные редакторы в Москве обещают поддержать эту инициативу, чтобы она дошла до Госдумы и приняла форму закона. Они обратили внимание президента Путина на эту проблему. «Почте России» каждый год дают свыше 3 миллионов рублей только в виде дотаций на распространение прессы. Они говорят, что этого мало и требуют денег от издателей», - подчеркивает Никифоров.
Генеральный директор еженедельника «Аргументы и факты – Петербург» Светлана Малахова подчеркнула, что любовь к печатному слову необходимо прививать молодому поколению. «Нужно, чтобы существовала социальная реклама по поддержке газет. Во Франции в 2009 году была реализована программа по поддержке чтения печатных изданий среди молодежи. За 7 месяцев они бесплатно подписали 200 тысяч студентов, тем самым приучив их к чтению газет – это было действительно важно», - сказала Малахова.
Согласно опросу, который провел издательский дом «Аргументы и факты», более 85% россиян крайне негативно восприняли бы полное исчезновение печатной продукции. Однако в России наблюдается потеря интереса к газетам. Руководитель медиапроектов компании «TNS Петербург» Михаил Попонов подчеркнул, что в последние годы наблюдается тренд снижения спроса на печатные издания из-за того, что растет интернет.
«Интернет сегодня прирастает за счет старших групп населения. За последние 8 лет наблюдается снижение аудитории классифайдов. Тем не менее, пресса по-прежнему остается охватным медиа», - сказал Попонов.
Подводя итог дискуссии, участники круглого стола решили, что печатным изданиям необходимо бороться с существующими проблемами, как на законодательном уровне, так и на полосах газет.