Выпускники петербургских и других российских вузов, получившие степень бакалавра, с этого года смогут поступить в 50 ведущих университетов мира. Такую возможность им даёт программа «Глобальное образование», одобренная правительством. Всего предполагается обучить 1500 молодых людей. Платить за занятия по магистерским программам или в аспирантуре будет государство. На это выделяется 4,4 млрд. руб. Однако вернутся ли домой специалисты с дипломами Гарварда и Кембриджа?
Позиция Рукшина
Идея не нова. Массово отправлять за границу для учёбы дворянских детей начал ещё Пёрт Первый. Практика продолжилась и в советское время. Уезжали туда, чтобы набраться новых знаний и наши учёные, конструкторы, инженеры. Затем большинство работало в учреждениях Академии Наук, университетах, крупных заводах и конструкторских бюро. Да и в целом была создана система подготовки кадров, которая цементировала всю страну. Сегодня она разрушена, однако вместо того, чтобы направить средства и силы на восстановление, мы пошли по другому пути - решили оплачивать обучение за границей способных ребят. По условиям после окончания они должны будут отработать на отечественных предприятиях три года. Если же решат остаться, заплатят штраф - тройную цену обучения. Кажется, всё логично. Но даже при таких ограничениях велик риск, что эти таланты к нам не вернутся. Потому что одарённых, лучших мощные компании сразу пригласят к себе на работу. Создадут хорошие условия, дадут деньги, чтобы оплатить неустойку. Знаю это по собственному опыту. За долгую педагогическую деятельность я подготовил немало ребят победителей и призёров международных олимпиад и за большинством уже со школы «охотились» представители зарубежных фирм. Не получится ли и сейчас «утечка мозгов», причём организованная по собственной инициативе?
Но, допустим, такой штучный специалист приедет обратно. Что он сможет сделать? Сегодня современная техника за исключением программирования, «IT» сектора требует объединения сил и средств. Спроектировать новую модель самолёта, автомобиля в условиях международной конкуренции могут лишь большие коллективы, подчинённые конкретной цели. Одна идея, один человек, даже гений не спасут. Чтобы выйти на передовые рубежи нужно повышать общий уровень научно-технических работ, а для этого требуется массовая подготовка профессионалов по отраслям. Но это в программу не входит…
Сергей Рукшин, заместитель директора физ-мат лицея № 239, профессор РГПУ им. Герцена
Смотрите также:
- Образование - это работа. В вузах города привлекают таланты и учат думать →
- Без «угадайки». Ректор Университета ИТМО Васильев о ЕГЭ и «технарях» →
- В университете должна быть атмосфера свободы →