Как сделать страну читающей? Людмила Вербицкая о работе у доски

Тема сохранения русского языка волнует многих людей, считает известный филолог. © / wikipedia.org

Секция «литература и чтение» под руководством Людмилы Вербицкой, президента Российской академии образования и СПбГУ, на петербургском Международном культурном форуме стала одной из самых популярных. Тема сохранения русского языка волнует многих людей, считает известный филолог.

   
   

Гаджет и манная каша

Людмила Вербицкая: Развитие интеллекта, интеллигентность, способность размышлять над прошлым, настоящим и будущим - всё это даёт чтение. Надо понять, почему раньше наша страна была читающей, а сейчас - нет? И что нужно сделать, чтобы снова в обществе возродился интерес к живому слову, русской литературе.

Знаете, когда надо начинать читать ребёнку сказки? Когда он ещё находится в утробе матери. Мы же радуемся, что, едва начав ходить, кроха уже включает гаджет. Типичная для современной семьи картина: чадо сидит перед экраном, а его в это время кормят манной кашей…

В наши дошкольные учреждения дети приходят, как правило, только в три года. А первые два где находятся? В этом плане мне очень нравится инициатива губернатора Владимирской области Светланы Юрьевны Орловой. В своём регионе в детский сад она берёт малышей уже с одного годика, где их развивают и обязательно учат читать.

Конечно, родители должны принимать в воспитании непосредственное участие, и книга здесь главный помощник.

У меня, например, и дети, и внук читают с двух лет. Понимаю, что все загружены, устают, но перед сном ребёнку надо почитать обязательно, спросить, что ему интересно, что нет. Потом он сам начнёт дружить с хорошей книгой, будет грамотно писать, думать, анализировать.

Елена Данилевич, АиФ-Петербург: Специалисты также называют большой проблемой низкий уровень преподавания в школе, нелюбовь педагогов к детям. Да и вы предлагаете при приёме в педагогические вузы ввести для абитуриентов особые условия...

   
   

- Здесь у меня много вопросов. Как допустили, что в России сегодня всего 28 педагогических вузов? Было намного больше, но их стали присоединять к университетам, в итоге подготовка упала. Недавно в Петербурге мы провели исследование среди учителей русского языка и литературы. Выводы почти трагические. Многие не могли осилить анкеты, с которыми справлялись школьники. Не знаю, чему и как они учат. Кроме того, опросы показывают, что в педагогические вузы часто идут люди, которые не считают ребёнка личностью и не собираются работать в школе. Ведь только 10%, получив диплом, приходят работать непосредственно в класс. Сложившуюся систему пора менять, а выпускников после окончания надо обязать 2-3 года поработать «у доски». Иначе так и будем терять кадры и только мечтать о преподавателях высокого уровня.

Уж замуж невтерпёж!

- Сегодня по учебному плану на русский язык и литературу в школе отводится свыше 2,5 тысячи часов. Неужели этого мало, чтобы привить любовь к чтению, научить грамотно писать?

- По объёму, может быть, и достаточно, но нет хороших учебников, нет высокоэффективных методик. Когда я училась, каждый урок был праздником. Учителя подходили к делу творчески, постоянно что-то придумывали, что давало возможность на всю жизнь полюбить предмет. Например, наша Алевтина Владимировна вбегала в класс, как Липочка из романа Бунина, и кричала: «Уж замуж невтерпёж!» Конечно, мы на всю жизнь запомнили, что эти слова пишутся без мягкого знака. Сегодня, да и во все времена, «сеять разумное, вечное» трудно. Один пример. Валентина Ивановна Матвиенко в бытность губернатором Петербурга здорово подняла зарплаты учителям. В итоге они стали получать больше, чем профессор в вузе, почти в два раза. И что вы думаете? Ни один из университетских мэтров в школу не пришёл. Потому что сложно. Надо видеть, чувствовать и любить каждого ребёнка, а это особый дар.

- Раз не хватает содержательных пособий, тем более удивительно, что из школьной программы собираются убрать «Войну и мир» Толстого, «Преступление и наказание» Достоевского. Причём я слышала, с вашей подачи. Якобы эти произведения слишком сложны для подростков.

- Очередная попытка услышать то, что хочется, а не то, что сказано. Я говорила лишь о том, что для изучения в школе роман «Война и мир» - очень непростая вещь. Знаете ли вы, что 70% преподавателей даже не прочли эту книгу от начала и до конца? Ребёнок в силу возраста и отсутствия жизненного опыта не может целиком понять всю глубину этого блестящего философского произведения. Дети обращают внимание только на то, кто кого полюбил и что происходило ночью на балконе. Возможно, стоит брать отдельные сцены или изучать другие произведения Льва Николаевича. Правда, мне говорят, что тогда дети вообще никогда в жизни эту эпопею не откроют и не прочтут. Значит, надо думать, как лучше познакомить их с творчеством Толстого.

- Многие дети не только не любят читать, но и не умеют чётко формулировать свои мысли. В чём причина?

- Во многом виноват сумасшедший темп наших будней, заставляющий в сжатом виде перерабатывать лавину информации. Мы уже никогда не издадим, как Гоголь, «Выбранные места из переписки с друзьями», которые стали исповедью. Что туда поместим - потоки «эсэмэсок»? Даже стихи наизусть на уроках почти не учат, а литературу с лёгкостью заменяют на физкультуру. Но ситуация постепенно меняется. Восстановили сочинение, сейчас стараемся ввести в экзамен по русскому языку и устную часть. Мы уже встречались с представителями Министерства образования и в 2017 году опробуем этот вариант в ходе государственной аттестации в 9-х классах. Возможно, сначала экзамен пройдёт в нескольких пилотных регионах, а уже в 2019-м планируем ввести его повсеместно. Тогда есть шанс, что люди будут больше внимания обращать на устную речь. Сегодня же, когда слушаешь больших и малых начальников, депутатов - просто оторопь берёт! Говорить не умеют.

- Но в нашем языке только грамматических правил свыше 400! Так, недавно в Петербурге на объединённом заседании Советов по культуре и русскому языку Владимир Путин сначала сказал «обеспечЕние», потом поправился - «обеспЕчение»…

- Президент - один из немногих политиков высшего ранга, кто при сложностях в написании или произношении сразу выясняет, как правильно, задаёт мне вопросы. А вот другим, похоже, всё равно. Ведь это сложный случай: слово поменяло ударение, и сказать точно, почему это произошло, порой невозможно. На руководителях, известных людях двойная ответственность. Их речь влияет на сознание общества, а значит, нельзя допускать ошибок. Чтобы они говорили и писали грамотно, мы издали 28 карманных словариков и комплексный нормативный словарь русского языка - 25 тысяч слов. Правда, похоже, народные избранники в них мало заглядывают.

- Как вы относитесь к новым словам, иностранным заимствованиям? Например, недавно Дмитрий Медведев, тоже выпускник Петербургского университета, предложил переименовать кофе «американо» в «русиано».

- Со стороны Дмитрия Анатольевича это, скорее, шутка. Иностранные слова могут появляться, если нет русского эквивалента. Почему у нас говорят консенсус, если есть согласие? Отчего креативный, а не творческий? Зачем нам эти кофе-брейки? Кофе-пауза! Отчасти это дань нынешней бурной жизни, где прочно прописались технологии, электронные книги. Не спорю - удобно. Я сама, когда дважды в неделю езжу из Петербурга в Москву и обратно, пользуюсь айпадом. И всё же не знаю большего наслаждения, чем взять хорошо изданную книгу и перелистывать страницы…