Городской проект «Санкт-Петербург - центр индустрии моды» получил дальнейшее развитие. Определены пять финалистов конкурсного отбора дизайнеров, которые будут представлять город на отраслевой выставке Who’s Next в Париже. О том, как городские власти намерены развивать петербургскую дизайнерскую школу, какое значение придаётся творческой индустрии в программе импортозамещения, а также о том, почему отечественные овощи оказались для покупателя дороже импортных, рассказал председатель комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Эльгиз КАЧАЕВ.
«Модный» кластер
- В выставке Who's Next ежегодно принимают участие сотни представителей всемирно известных брендов готовой одежды. Это серьёзная конкуренция для наших дизайнеров.
- Санкт-Петербург всегда отличался своей творческой атмосферой. Ещё в советское время благодаря знаменитому Ленинградскому дому мод город был центром развития лёгкой промышленности, славился дизайнерской школой, занимая передовые позиции в этой области. Мы умеем создавать своё, умеем шить. Нам нужны свои бренды, собственные технологии производства. Меняется модель потребления, люди сейчас хотят выглядеть более индивидуально. Получили распространение дизайнерские мастерские пошива одежды с вполне приемлемыми ценами. Поэтому разработаны специальные программы, чтобы помогать таким предпринимателям. Мы намерены создать кластер индустрии моды. Для нас это важнее даже, чем победа в конкурсе, тем более что наши конкурсанты трезво оценивают свои силы.
- Чем такой кластер будет отличаться от других промышленных?
- Нам не нужно строить ткацкие фабрики, как в Иваново. Петербург - это, прежде всего, творческая среда, которую будем развивать. Кластерное развитие связано с созданием бизнес-инкубаторов для начинающих предпринимателей, всевозможных бизнес-акселераторов, как поддержка стартапов. Петербург - это большая и привлекательная витрина, окно в мир для лёгкой промышленности. Надо пользоваться брендом Северной столицы. То же самое считают и представители других регионов: с кем бы я ни общался на эту тему, все сходятся во мнении, что продвигать свои товары лучше через Северную столицу.
- Наши дизайнеры - люди с собственным взглядом на развитие отрасли. Согласятся ли они войти в какое-то объединение?
- В буквальном смысле им не придётся ни во что объединяться. Мы одинаково ценим и уважаем творческую индивидуальность каждого. Наша задача - раскачать среду в хорошем смысле, сделать её инвестиционно привлекательной. Мы хотим создать новые бренды, поддержать существующие, помочь начинающим с приобретением необходимого оборудования для производства, с выходом на зарубежные рынки. Разработан паспорт проекта с конкретными цифрами и программами. Есть идея создания экспертного совета из дизайнеров и промышленников для помощи начинающим. Сейчас ведём переговоры с известными петербургскими дизайнерами одежды Татьяной Парфёновой, Игорем Гуляевым, Ириной Ашкенази, Асей Когель. Они не скрывают своего воодушевления тем, что государство повернулось лицом к этой отрасли.
Если эмбарго продлится…
- Особенно заметным оказалось импортозамещение на продуктовом рынке. По информации региональных органов управления, сельскохозяйственное производство растёт. Огурцов и помидоров мы выращиваем больше. Но почему же овощная продукция так дорога в магазинах, если она отечественного происхождения?
- К сожалению, торговля делает большую наценку. Есть существенная разница в ценах на плодоовощной базе и в магазине. Поэтому некоторые предпочитают покупать прямо на базе. Здесь-то и должен проявить себя малый бизнес. Но большие сетевые магазины удобнее для покупателя, так как там одновременно можно приобрести и многие другие продукты. Чтобы сориентировать его, мы планируем совместно с центром контроля качества создать информационный сайт с указанием где, что и почём продаётся. По нашим оценкам, доля импортных продуктов в Петербурге в общем объёме продаж составляет сейчас менее 30%, в то время как до введения ограничений на ввоз в Россию продовольственных товаров импортная продукция на наших прилавках составляла около 65-70%. Если эмбарго продлится, то наше сельское хозяйство тем более нарастит объёмы.
- Опыт работы с азербайджанскими поставщиками показал, что не так просто зайти на наш рынок. Как продвигается работа с производителями из бывших союзных республик?
- Процесс идёт. Например, агропромышленная компания «Азерсун» имеет своё производство в Ставропольском крае - выращивает там продукцию и там же консервирует. Два года назад азербайджанское правительство создало объединение, закупочный центр, централизованно реализующий товар производителей. Создана совместная комиссия по сотрудничеству, в которой Петербург представляю я, а азербайджанскую сторону - заместитель министра экономики. Всё это позволит азербайджанским производителям более организованно выйти на наш рынок. Надеюсь, в ближайшем будущем начнутся системные поставки. Хочу сказать, что именно такие действия - на государственном уровне - дают возможность добиться результатов.
Политика и экономика
- Наверное, работа ведётся не только с Азербайджаном?
- Мы ведём переговоры и с другими странами СНГ - Киргизией, Узбекистаном, Таджикистаном. Со всеми компаниями, желающими заниматься поставками, и стараемся оказывать им содействие. Многое зависит от позиции правительств тех государств или руководства регионов, которые собираются работать с Петербургом. Тех же Молдавии, Гагаузии. С их помощью должна быть создана серьёзная централизованная структура, как сделали в Азербайджане, государственная корпорация с функциями надёжного посредника, как в Голландии и Турции. Как только к нам приходят такие хорошо организованные структуры, заинтересованные в стабильной работе, мы немедля сводим их с торговыми сетями, просим отнестись к ним внимательно. Работаем и с нашими регионами - с Кабардино-Балкарией, Ставропольским краем, Владимирской областью. Сейчас заключены межрегиональные соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве с 58 субъектами Российской Федерации, в том числе с республикой Крым, и отдельно с семью городами России. Поиск новых поставщиков продовольственной продукции идёт постоянно.
- Какие ещё могут быть предприняты шаги для пополнения продовольственного рынка?
- Конечно, швейцарские сыры мы пока не умеем делать. Или хамон. Интересно, что нынешняя ситуация вынуждает зарубежного производителя вкладывать средства в создание производства у нас.
- Это такой способ обойти санкции - не завозить продукцию, а производить её здесь?
- Я так и говорю западным производителям: зачем поставлять нам готовое, лучше инвестируйте в производство на нашей территории, создавайте здесь рабочие места. Сырьё у нас есть.
- Некоторые производители говорят, что речь идёт уже не об импортозамещении, а об импортоопережении.
- Они вошли во вкус этой работы. Здесь важна поддержка государства - льготные кредиты, доступный лизинг. Создан штаб по снижению административных барьеров для предпринимательской деятельности. Я возглавляю группу, работа которой касается малого бизнеса. Круг вопросов широкий - проблемы земельных и имущественных отношений, таможенного администрирования, доступа к госзаказу, поддержка экспорта. Условия пассажирских перевозок, например, содержат немало противоречивых моментов. Скажем, по правилам, нельзя перевозить детей в автобусах ночью. Это значит, что организованные группы школьников из других городов не смогут посмотреть, как разводятся мосты в Петербурге. Мы подготовили свои предложения совместно с комитетом по транспорту для того, чтобы смягчить этот запрет на период с 1 мая по 30 сентября. А в конечном итоге работа штаба направлена на укрепление позиции Санкт-Петербурга в Национальном рейтинге инвестиционной привлекательности.
Смотрите также:
- «Балтика» призывает потребителей участвовать в контроле качества продукции →
- Вкус гранатового сока. Как соответствовать петербургской марке качества. →
- «Страна живёт, пока работают заводы». Эльгиз Качаев о развитии бизнеса →