Более десяти лет «Аргументы и факты - Петербург» проводят марафон «Голоса Победы». За эти годы при поддержке правительства города он стал общегородским, и на него традиционно приглашаются ветераны, жители блокадного города, дети войны.
В 2021-м пандемия внесла свои коррективы, но наш праздник отменить не смогла. В условиях ограничений мы решили лишь несколько изменить его формат. Так возникла идея провести акцию «Строчки, опаленные войной». Ведь в каждой семье есть вещи или документы - свидетели Великой Отечественной. Голоса тех, кто воевал, сражался на передовой, звучат в письмах, которые бойцы присылали с фронта. Копии этих бесценных документов мы предложили читателям отправить в редакцию, а также рассказать об их авторах. Поддержали проект и наши партнеры: холдинг «РСТИ» (Росстройинвест), БГТУ «ВОЕНМЕХ» им. Д. Ф. Устинова. Участвовали и представители общественных организаций - «Вечно живые», «Золотая книга Санкт-Петербурга». Им были вручены благодарственные письма от «АиФ-Петербург».
В итоге в газету обратились немало родных участников войны - тех, кто с оружием в руках защищал свою семью, Ленинград и всю страну. Их отцы, деды, родственники в минуты затишья писали своим близким письма. К счастью, несмотря на неразбериху и трудности, треугольники со штемпелем полевой почты находили адресатов. Сегодня, 80 лет спустя, эти выцветшие от времени тонкие листочки, часто написанные сбивчивым почерком, стали настоящими семейными реликвиями. Их хранят, как что-то невероятно важное: бережно передают из поколения в поколение, стараются не упустить детали биографии. Поэтому вдвойне ценно, что личными историями читатели решили поделиться с «АиФ». В свою очередь мы пригласили участников в нашу редакцию на итоговое мероприятие в рамках проекта «Голоса Победы 2021». Встреча получилась искренней и душевной. С приветственным словом ко всем собравшимся обратился шеф-редактор газеты Сергей Хорошавин. Никого не оставила равнодушной и презентация мультипликационного проекта «АиФ» - «Детская книга войны» - ожившие дневники тех, кто наравне со взрослыми перенес все ужасы и лишения на своих детских плечах.
О том, что такое голод, бомбежки, хорошо знают и многие петербуржцы, написавшие в редакцию. И хотя нам дороги все «Строчки, опаленные войной», на подведение итогов пригласили трех участников акции. Всем были вручены дипломы и памятные подарки. Судьбы их близких, воевавших за Родину, тронули до слез.
Отец с братьями ушли на фронт
Из семьи Микешиных на войну ушли девять человек. Об этом нам рассказал труженик тыла, полковник запаса Василий Микешин. Вернулись домой только трое. Остальные погибли или пропали без вести. Сложили головы отец и брат В. Микешина.
«Отец воевал под Ржевом, на Калининском фронте, командовал орудийным расчетом, - вспоминает ветеран. - Попал в Ржевскую мясорубку, был тяжело ранен и в госпитале умер. Его имя выгравировано на стеле Донского кладбища. Пять лет тому назад вместе с детьми и внуками мы посетили этот воинский мемориал, отдали дань светлой памяти всем, кто там покоится».
В 1941-м призвали в армию и родного брата, Михаила. Службу он начал на Северном Кавказе, сражался в составе 19-й армии, участвовал в кровопролитных боях под Вязьмой. Пропал без вести. Чудом сохранилось последнее письмо солдата. Копию этого бесценного треугольника по просьбе Василия Федоровича прислали в редакцию «АиФ» его близкие.
Уже в октябре 1941 года на Западном фронте в составе 6-го воздушно-десантного корпуса бил врага и другой брат Василия - Александр. В любую минуту бойцы были готовы отправиться в тыл к фашистам. Впоследствии он участвовал в боях под Сталинградом, на Украине, в Польше, Венгрии, Чехословакии. В Карпатской операции трижды был ранен. За боевую доблесть удостоен ордена Красной Звезды, других наград. В 1945-м в звании старшего лейтенанта он пришел домой, но раны дали о себе знать. Он умер спустя шесть лет, не дожив до тридцати.
«АиФ» я выписываю с самого начала, когда газета только появилась на свет, - говорит Василий Федорович. - Читаю от корки до корки, поэтому не мог не откликнуться на призыв рассказать военную историю, сообщить о родных и близких, защищавших Родину. Считаю, что эта память священна, ее должны хранить как в семьях, где есть участники войны, а таких у нас большинство, так и в масштабах государства. И такие проекты, как «Строчки, опаленные войной», помогают нам объединиться, стать крепче духом и чище – душой».
Погиб в 18 лет
О своем дяде, Георгии Веселове, и судьбе всей семьи, оставшейся в блокадном Ленинграде, нам рассказал Борис Веселов.
«Как только я прочитал в «АиФ» статью «Услышать «Голоса Победы» - сразу решил принять участие в акции, - не скрывал эмоций петербуржец. - Дело в том, что в нашем семейном архиве хранится одно-единственное письмо с фронта, написанное родным братом моего отца - Георгием Веселовым. Он ушел добровольцем, не достигнув призывного возраста, в 17 с половиной лет. Служил с 14 июля 1941 года в действующей армии в составе Московской дивизии народного ополчения (такое название она получила, потому что формировалась в Московском районе города). Эти плохо обученные и слабо вооруженные, в основном 17-20-летние, люди держали оборону против трех кадровых дивизий вермахта в Кингисеппском районе Ленинградской области. И задержали продвижение немецких войск к Ленинграду на целый месяц. К сожалению, ценой своих жизней.
К сентябрю 1941-го дивизия была практически полностью уничтожена, - продолжает Б. Веселов. - Брат отца, служивший санитаром 2-го стрелкового полка, погиб 2 августа 1941 года. С передовой он успел отправить матери письмо. Время не пощадило реликвию, но я сделал скан и отправил в редакцию вместе с предвоенным снимком дяди. Военных фотографий у него не осталось».
В семье все эти годы помнили о герое. Искали место гибели и захоронения. Только недавно благодаря рассекреченным архивам удалось найти братскую могилу в селе Ивановское Пустомержского сельского поселения Кингисеппского района. На одной из плит выбито имя Георгия Веселова.
«Удручает, что надписи на камне стерты, мало разборчивы, - сокрушается Борис Авенирович. - Я сделал снимки и связался с местным руководством, там обещали плиты обновить. 2 августа, в день гибели дяди, обязательно туда поеду, поклонюсь. Большое спасибо вашей газете, которая регулярно поднимает военную тему, помогает сохранить память. Это большая и очень нужная работа».
В свою очередь редакция «АиФ» проследит за состоянием мемориала в селе Ивановское Пустомержского сельского поселения. Надеемся, что уже в ближайшее время территорию приведут в порядок.
Переживал за брата и сестричек
Историей своих родных, погибших в годы войны, поделилась и Татьяна Сафронова. В ее семье берегут фронтовые письма дяди - Николая Ивановича Сафронова.
Он был молод, учился и работал на заводе «Электросила», но окончить техникум не успел - в 1939-м его призвали в армию. Служил в Эстонии, а в сентябре 1940 года переведен на полуостров Ханко, где и встретил войну. Молодой боец писал матери трогательные письма, где о себе сообщал мало - больше переживал за брата и двух маленьких сестричек, Надю и Лелю. Сегодня эти простые слова читаются с особым волнением. Погиб он тоже на Ханко, но как именно, родные до сих пор точно выяснить не могут.
«Мы обращались в архив Министерства обороны, - пытается по крупицам восстановить судьбу близкого человека Татьяна Сафронова. - Там сообщили: путеец 21-го железнодорожного батальона, призванный Ленинградским ГВК, утонул во время эвакуации. Произошло это 3 декабря 1941 года. Однако наши родственники уверяют, что он им писал вплоть до 1944 года. Правда, подтвердить эти сведения пока не удается».
Неизвестны до конца и обстоятельства гибели второго дяди - Василия Ивановича Сафронова. Он воевал в ударной группировке 13-й армии, которая оказалась отрезанной от основных сил фронта. Попал в плен, бежал.
«В документах Белорусского штаба партизанского движения есть сведения, что В. И. Сафронов весной 1943-го числится командиром отделения отряда «Советская Белоруссия», награжден медалью, - рассказывает Татьяна Валентиновна. - Однако затем выбыл из отряда, а в сентябре 1944 года пропал без вести. Это данные Брестского обкома ВКПб.
Я вела длительную переписку с архивами России и Белоруссии, чтобы выяснить дату и место его захоронения, но результата нет до сих пор. Буду продолжать поиски. Спасибо «АиФ», который своими материалами поддерживает и придает силы».
Институт жил, работал, воевал
Неразрывно связана с судьбой страны и история БГТУ «ВОЕНМЕХ», который стал одним из партнеров «АиФ» в проведении памятной акции.
В блокаду, несмотря на трудности и лишения, институт жил, работал и воевал. В мастерских делали инструменты, технологическую оснастку. Уже в сентябре выпустили 1000 мин и свыше 1 млн гильз. Смены длились по 12 часов, без выходных. По заданию штаба Ленфронта там давали заключения на многие изобретения. Только с июля по октябрь 1941-го бюро рассмотрело свыше тысячи изобретений. 72 из них использовались при выпуске военной продукции.
Во время блокады от голода и бомбежек 109 «военмеховцев» умерли, 106 пали на фронтах смертью храбрых. В БГТУ создан студенческий отряд «Союз», который участвует в поисках останков павших бойцов, проводит выставки, патриотические акции. В вузе установлены мемориальные доски. В памятные даты - праздник Победы, День артиллерии - студенты, преподаватели и сотрудники возлагают цветы, организуют концерты, навещают ветеранов. «ВОЕНМЕХ» всегда чтил подвиги героев».
Как молодежи рассказать о войне?
Как сохранить память о Великой Отечественной, не дать переписать историю? Как рассказать молодым людям о войне, о том, что пришлось пережить их родным, как они сумели выстоять и победить?
На непростую тему мы поговорили с жительницей блокадного Ленинграда, заместителем председателя Межрегионального общественного патриотического движения «ВЕЧНО ЖИВЫЕ» Ириной Зимневой. Эта организация стала партнером традиционного марафона «АиФ» «Голоса Победы» и памятной акции «Строчки, опаленные войной».
Не подрезать корни
Елена Данилевич, SPB.AIF.RU: Ирина Алексеевна, ваше движение ранее называлось «Бессмертный Ленинград», но затем его переименовали. С чем это связано?
К нам присоединились ветераны и молодежь, волонтеры, соотечественники, живущие за рубежом. Из чего мы исходили? В 1990-е в обществе стали звучать утверждения, что, мол, хватит говорить о жертвах, трагедиях войны. Она давно закончилась. Давайте о современных людях, насущных делах, будущем. Никто не спорит: о сегодняшнем дне думать надо. Но нельзя забывать и прошлое.
- В народе даже есть поговорка: если подрежешь корни, дерево упадет…
- Это правда. И мы решили, что нужно всеми доступными способами сохранять свои корни: рассказывать о тех, кто воевал на фронте, трудился в тылу, оборонял, а затем восстанавливал город. Сначала наша деятельность касалась, в основном, Ленинграда, но довольно быстро мы вышли на региональный, а впоследствии международный уровень. Так появилось название, которое говорит само за себя, - «ВЕЧНО ЖИВЫЕ». Сегодня мы бережем память о защитниках не только нашего города, России, но и других регионов, стран мира.
- Вы провели уже свыше 200 мероприятий. А какие из них наиболее яркие?
- 8 сентября, в день начала блокады, традиционно организуем Марш памяти и славы. Идем от Миллионной - на Дворцовую, 872 шага. Люди несут флаги, портреты погибших родственников, поют песни. На площади всех ждет необычный концерт. Артисты выступают в кузове грузового автомобиля - как на фронте, куда приезжали агитбригады. В первый год на нашей акции собрались около 200, на следующий - более тысячи человек. Также большой популярностью пользуется конкурс «Александровский стяг». Это историческая викторина, в которой участвуют старшеклассники всей России.
Ленинградцы стали черкесами?
- В текущем году делегация движения посетила Карачаево-Черкесию и аул Бесленей. Как эти места связаны с нашим городом?
- В августе 1942-го на окраине аула остановился обоз с детьми, эвакуированными из Ленинграда. Эшелон, в котором они ехали, разбомбили, выживших посадили на подводы и отправили в Грузию. Когда жители аула увидели изможденных от голода и цинги малышей, решили спасти самых слабых. Так, семьи Бесленея приютили, а позже назвали своими 32 ребенка - за ночь были переписаны все домовые книги. Вскоре пришли фашисты, оккупация длилась полгода, но детей никто не выдал. После окончания войны многие из спасенных остались в Бесленее, который стал для них вторым домом.
Чтобы увековечить подвиг жителей, в 2010 году был установлен памятник «Матери-черкешенке». Мы посадили на территории мемориала три дерева, символизирующих память и дружбу Петербурга и Бесленея. Также школьники города (лауреаты российских и международных конкурсов) дали концерт для всех присутствующих. Это был настоящий, большой праздник, хотя и «со слезами на глазах».
- Движение «ВЕЧНО ЖИВЫЕ» поддерживает холдинг «РСТИ» (Росстройинвест). Как же строятся отношения?
- Компания подпитывает нас материально, финансирует многие проекты, но главное - духовное родство. Если люди - единомышленники, они помогают друг другу. Мы одинаково чувствуем и понимаем целый ряд актуальных проблем - например, как воспитать у детей и молодежи дух патриотизма, сплотить народ. Поэтому ведем большую работу с подрастающим поколением, которое не должно забывать о подвиге отцов и дедов.