«Мне отказались доплатить». Суррогатная мать не отдала детей их родителям

Суррогатная мать потребовала доплатить ей 50% сверх суммы за второго ребенка. © / pixabay.com

Первый ребенок в России от суррогатной матери появился в 1995 году в Санкт-Петербурге. Тогда женщина родила двух девочек собственной подруге, у которой была удалена матка. Сегодня суррогатное материнство превратилось в обычную услугу, которой и решила воспользоваться семья Тихоновых (фамилия изменена) из Северной столицы. 

   
   

Кандидат № 26-10

После многочисленных безуспешных попыток завести ребенка петербуржцы Арина и Сергей решились на суррогатное материнство. Они выбрали клинику с большим опытом работы в этой сфере, внесли аванс и стали ждать, пока для них подберут подходящую кандидатуру. Через несколько месяцев супругов пригласили на подписание договора с суррогатной матерью. Характеристика женщины их полностью устроила: замужем, двое своих детей, живет в Санкт-Петербурге. Однако встретиться с ней паре не удалось – по условиям клиники суррогатная мать и биологические родители не общаются и не знают имена друг друга. Тихоновым объявили только номер кандидатки – № 26-10.

В назначенный срок «суррогатной матери № 26-10» провели процедуру ЭКО. Через несколько дней специалисты клиники обрадовали Тихоновых: «Прижились два эмбриона, у вас будет двойня». Арина и Сергей стали готовиться к рождению детей, выбрали мебель, одежду, имена. Супруги регулярно интересовались, как протекает беременность, как чувствует себя будущая мама. Сотрудники клиники уверяли, что все идет хорошо. Однако незадолго до родов петербуржцев вызвали в клинику и заявили, что суррогатная мать Яна (имя изменено) настаивает на встрече с ними, угрожая выходом из программы.

При встрече выяснилось, что Яна пыталась найти координаты биологических родителей сразу, как только узнала, что ей придется выносить не одного, а двух детей. Она просила либо доплатить за второй эмбрион, либо удалить его.

Хотя по условиям договора в случае многоплодной беременности ей полагалась компенсация, но сумма показалась женщине слишком маленькой, она потребовала доплатить 50% сверх суммы. Иначе она отдаст только одного ребенка, а второго оставит себе.

По условиям клиники суррогатная мать и биологические родители не общаются и не знают имена друг друга. Фото: pixabay.com

Потеряли не детей, а мечту

По совету юристов и специалистов клиники Сергей и Арина не согласились с требованиями суррогатной матери. После чего женщина пропала: сменила адрес, перестала отвечать на звонки, не посещала врачей. Мальчики появились на свет раньше срока и первые дни провели в реанимации. Яна получила на детей свидетельства о рождении, вписав в качестве родителей себя и своего мужа. Тихоновы подали на суррогатную мать в суд. Судья признала действия Яны недобросовестными, а ее материальные возможности – не отвечающими интересам близнецов. Однако решение не вступило в законную силу. Суррогатная мать подала заявление на обжалование.

«Я вынашивала и родила мальчиков, и по закону я – их мать. А биологические родители потеряли не детей, а только мечту о них», – считает она.

   
   

Судебное заседание назначено на середину января.

Между тем суррогатная мать уже начала собирать документы, чтобы улучшить свои жилищные условия и переехать из коммунальной квартиры – в отдельную. Теперь как семья, имеющая четырех детей, они с мужем в первую очередь имеют право на получение жилплощади.

«Для Арины и Сергея эта ситуация стала настоящей трагедией, мне их искренне жаль, – говорит уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге Светлана Агапитова. – Они обратились к нам с просьбой проверить, как живут их сыновья. Тихоновы уверены, что Яна, получив от города квартиру, будет недостаточно ответственно следить за здоровьем мальчиков или вообще откажется от них. Я попросила сотрудников органа опеки и попечительства навестить семью, и они оценили уход за детьми как удовлетворительный. К Яне у них не возникло никаких претензий, она хорошо заботится о мальчиках».

Суррогатная мать уже начала собирать документы, чтобы улучшить свои жилищные условия и переехать из коммунальной квартиры в отдельную. Фото: АиФ/ фото Александра Фирсова

Имеет право передумать

Сейчас по закону суррогатной матерью может быть только женщина в возрасте от 20 до 35 лет, имеющая не менее одного собственного здорового ребенка. После рождения малыша она должна подписать согласие на регистрацию ребенка на имя генетических родителей. Однако имеет полное право передумать и оставить по сути чужого малыша себе. А биологических родителей закон в свою очередь не обязывает этого ребенка принять. В России были случаи, когда биологические родители отказывались забирать своего ребенка. Поэтому риск здесь велик для каждой из сторон.

«Правоотношения между биологическими родителями и женщиной, вынашивающей их ребенка, регулируются договором, притом каждая из сторон может практически безнаказанно нарушить его условия, – продолжает Светлана Агапитова. – Во многих европейских странах суррогатное материнство запрещено (Франции, Германии, Австрии, Норвегии, Швеции, некоторых штатах США). В последнее время и у нас растет количество тех, кто считает, что это – своего рода торговля детьми. К сожалению, ситуация, произошедшая с петербуржцами, лишний раз подтверждает эту точку зрения. И, скорее всего, пока в законодательстве нет четких норм, такие печальные истории будут повторяться. Я вижу лишь два пути решения проблемы: конкретизировать законодательство или полностью отменить суррогатное материнство на коммерческой основе».

АиФ-справка
Суть суррогатного материнства состоит в том, что полученную у страдающей бесплодием женщины яйцеклетку (или яйцеклетку донора) оплодотворяют спермой ее мужа (или выбранного донора), а затем полученный эмбрион для вынашивания беременности переносят в матку так называемой суррогатной матери. Согласно законодательству, биологические родители не имеют права выбирать пол будущего ребенка. Генетически ребенок с суррогатной матерью никак не связан, так как по закону она не может быть одновременно и донором яйцеклетки.

Смотрите также: