«Убивайте русских». 105 лет назад финская армия устроила резню в Выборге

Убийцы рядом с телами жертв, фото 1918 года © / en.wikipedia.org

События 29-30 апреля 1918 года вошли в историю под названием «Выборгской резни». Финская армия, захватив город, устроила настоящую этническую чистку, сотнями убивая русских жителей Выборга.

   
   

По мнению современных историков, случившуюся трагедию вполне можно квалифицировать как геноцид. Однако Финляндия до сих пор не принесла даже формальных извинений за это массовое убийство.

Победа белых

Напомним, что Финляндия получила полную независимость от России в декабре 1917 года. Советская власть признала самостоятельность молодого государства, в котором практически сразу заполыхала собственная гражданская война. В январе 1918 года финские коммунисты захватили власть в Хельсинки и Выборге – крупнейших на тот момент городах страны, однако в начале апреля на помощь «белым» финнам пришли регулярные немецкие части.

С помощью кайзеровских войск «красных» финнов сначала выбили из столицы, а к концу апреля белофинны вплотную подступили к Выборгу. Руководство финской компартии бежало на территорию Советской России, в городе воцарился хаос, и в ночь на 29 апреля победители без боя вступили в Выборг.

Встречали убийц с цветами

Примечательно, что большая часть оставшихся в Выборге горожан русского происхождения в шедшей на территории Финляндии гражданской войне сочувствовали как раз «белым» финнам – это были офицеры царской армии, купцы, промышленники, духовенство. Многие из них уехали в Выборг из охваченного революцией Петрограда, и наступавшие на город военные части под общим командованием бывшего царского генерала Густава Маннергейма считали «своими». Неудивительно, что некоторые русские горожане даже отправились с цветами встречать освободителей – и это оказалось трагической ошибкой.

Основной костяк финских вооруженных формирований составляли бойцы так называемого «шюцкора» (Охранного корпуса Финляндии). Это были люди радикальных националистических убеждений, ненавидевшие Россию, и не делившие русских на «плохих» и «хороших». Они мечтали об этнически чистой стране, и к апрелю 1918 года на счету «шюцкора» уже были массовые убийства в других частях страны. Так в городе Тампере, захваченном шюцкоровцами 6 апреля 1918 года, было убито около 200 мирных жителей славянского происхождения. В Выборг эти отряды также вступили под лозунгом «Бей русских».

Очевидцы тех событий рассказывали, что вооруженные финны хватали людей на улицах, врывались в дома, вытаскивали горожан из квартир. Некоторые жертвы наивно пришли сами навстречу гибели.  Смотритель местной церкви Юхо Кочетов вспоминал как живший в Выборге царский офицер в день взятия города «с букетом в руках и в униформе пошел приветствовать белогвардейцев, но был вместо этого расстрелян». Также были « убиты два реалиста, выбежавшие в мундирчиках приветствовать белых».

   
   

Расправа над русскими

Протоиерей Выборгского кафедрального собора, о. Михаил Успенский вспоминал: «Наряду со многими сотнями русских семейств в г. Выборге и мою семью постигло тяжёлое несчастье. Трое моих племянников, которых я воспитывал как своих детей (они были сироты): Григорий Александрович Михайлов 23 лет, Андрей Александрович Михайлов 20 лет и Пётр Александрович Михайлов 18 лет, погибли напрасными и невинными жертвами от руки белогвардейцев. В первый день вступления белой гвардии в Выборг они, взяв свои документы, пошли зарегистрироваться у белогвардейского начальства. Не зная за собой никакой вины, они смело и доверчиво шли, уверенные в благородстве и закономерности действий белой гвардии. И за своё доверие жестоко поплатились. Без всякой вины они были расстреляны белогвардейцами. Моя жена нашла их потом за Фридрихсгамскими воротами в общей груде русских мучеников».

Самым юными жертвами стали 12-летний Сергей Богданов и 13-летний Александр Чубиков. Сохранилось и свидетельство об убийстве 14-летнего Николая Гаврилова. Одна из арестованных по подозрению в сочувствии к Советской власти, жительница Выборга Импи Лемпинен, вспоминала, что в их группе многие говорили по-русски. Тогда один из финских солдат подошел к арестованным, и поинтересовался в курсе ли те, что «всех русских убивают?».

«Тогда этот молодой мальчик обнажил грудь и прокричал: «Здесь есть один русский, стреляйте». Изверг достал оружие и выстрелил, погибший мальчик был отважным русским», - констатирует Лемпинен.

В книге Вестерлунда приводится и свидетельства о том, как шюцкоровцы заходили прямо в школьные классы, спрашивали, кто из учеников - русский, и вставших из-за парт подростков уводили на расстрел. 

Сколько было убито?

Точное число жертв резни до сих пор неизвестно. Еще и потому что захватившие город, опьяневшие от крови и водки белые финны отчаянно мародерствовали – жертв раздевали буквально донага, снимая с них одежду, забирая любые ценные вещи и документы. Поэтому потом так трудно было определить этническую принадлежность убитого. 

Современный исследователь, сотрудник Национального архива Финляндии, профессор Ларс Вестерлунд в своей книге «Мы ждали вас как освободителей, а вы принесли нам смерть» оценивает число убитых за два дня русских в 380-420 человек. Это – наименьшая оценка, которая основывается на сохранившихся документах.

Но с учетом общего хаоса, убийств прямо на улицах и в квартирах можно уверенно утверждать, что жертв было гораздо больше. Так примерно из 200 человек, расстрелянных днём 29 апреля в 300 метрах от Выборгского замка, удалось установить только 87 имён. Поэтому некоторые исследователи говорят про 3-5 тысяч человек, убитых в ходе Выборгской резни.

Кроме русских, финские националисты убивали и представителей других народов – так было расстреляно 23 поляка, 14 украинцев, итальянец (известный в городе шарманщик), еврей, два татарина, эстонцы.

Тела расстрелянных в Выборге Фото: Википедия

Считается, что руководил расстрелом майор Мартин Экстрём (позже он стал лидером нацистской партии Национал-социалистический блок), а непосредственно убийствами занимались бойцы т.н. Партизанского полка Каяани.

В расстрельные рвы близ Анненских казарм скинули и сотни финнов, которых заподозрили в симпатиях к «красным». 

 Однако только русских в Выборге убивали за то, что они русские.

Последствия резни

Массовые расстрелы временно приостановились, после приезда в Выборг британского вице-консула Вольдемара Фриска, который заявил официальный протест. Однако позже финны продолжили этнические чистки. В апреле 1918 года финский сенат принял решение о высылке из страны всех русских подданных, и в течение весны–лета около 20 000 русских и русскоязычных были выдворены из страны. Жертв Выборгской резни похоронили на православных кладбищах города, но позже памятники на местах захоронений были уничтожены.

Непосредственным же следствием Выборгской резни стало, по мнению некоторых исследователей, укрепление Советской власти в Петрограде. Если раньше противники большевиков могли надеяться на союз с финнами, то после учиненной резни у некоторых из них иллюзии растаяли.

Один из лидеров антибольшевистской «Петроградской боевой организации» Владимир Таганцев отмечал: «Никто из нас не хотел похода финляндцев на Петроград. Мы помнили о расправе над русскими офицерами заодно с красными повстанцами».

Воспоминание о Выборгской резне, а также двух попытках финнов захватить российские территории (в 1918 году финские отряды были остановлены на подступах к Петрозаводску, а в 1922 году финнов с трудом выбили с захваченного ими севера Карелии), послужили причиной глубочайшего недоверия советского руководства к соседнему государству.  Это и стало непосредственной причиной Зимней войны 1939-1940 годов, по итогам которой Выборг вошел в состав Советского Союза.

Никакого раскаяния

В 1961 году на месте братской могилы была открыта памятная стела, однако на памятной плите значилось, что здесь лежат убитые красногвардейцы. Про жертв среди мирного населения решили не упоминать, по политическим причинам – чтобы не портить установившиеся на тот момент дружеские отношения с Финляндией.

Примечательно, что по сей день официальная Финляндия не принесла извинений за те события. В финском обществе нет раскаяния, и нет понимания чудовищности совершенных преступлений. Тот же финский исследователь Ларс Вестерлунд предпочитает не называть эти события «этнической чисткой».

- Случившееся в Выборге нельзя называть эксцессом. Точно такое же происходило и в других финских городах. Белые финны были националистами. А что это такое – можно наблюдать прямо сейчас, в 2023-м году. Можно ли называть события в Выборге «этнической чисткой»? Они подходят под современное определение «геноцида». Но, увы, Финляндия никогда официально не признавала это даже как военное преступление. Они никогда и ни за что не приносили извинений, - отмечает военный историк Баир Иринчеев.

По его мнению, на такую позицию властей и общества влияет, в том числе, и заметное отличие финской историографии от российской.

Если современные российские историки способны признавать ошибки нашей страны, то у ученых соседней страны существует некий негласный консенсус – чтобы не происходило в истории, и какие бы деяния не совершались, но в целом Финляндия всегда всё делала правильно. Какие уж тут извинения.