Немногие знают, что историю о девушке, собирающейся на свидание, придумала и поставила петербургский режиссёр Анна Пармас. SPB.AIF.RU автор нашумевшего клипа дала эксклюзивное интервью.
«С Сергеем мы знакомы давно, ещё с 90-х, когда оба работали на радио «Модерн», - рассказывает Анна. - Я тогда даже не знала, что Шнур пишет песни, и услышала его альбом случайно. Мне очень понравилось! Много лет мы сохраняли приятельские отношения, но снимать клипы для него меня позвал продюсер студии «Fancy Shot» Дмитрий Муравьёв. И за прошлый год мы вместе сняли «Вип», «ЗОЖ» и «Экспонат».
Работаем так: я слушаю песню, а потом предлагаю Сергею: «Давай вот про это сделаем историю». - «Ну, давай». Сергей - замечательный заказчик, он формулирует, что бы ему хотелось, но когда я предлагаю что-то своё, соглашается. В работу не вмешивается, смотрит уже готовый материал. К клипам мы относимся, как к шутке, и, конечно, не могли и предположить, что «Экспонат» вызовет такой ажиотаж».
Положительное обаяние
SPB.AIF.RU: - И всё-таки в чём, по-вашему, секрет «Экспоната»?
Анна Пармас: - Секрет - это я сейчас с иронией говорю - в том, что мы, наконец, подошли к съёмкам клипа по-взрослому. Работали на «Ленфильме» по всем правилам большого кино.
- Говорят, что отсмотрели сотни девушек, а главным требованием было умение актрисы органично материться.
- Мне нужна была героиня с положительным обаянием, одновременно и красивая, и некрасивая, такая вот «девочка-соседка». А вот что было действительно важно для меня - чтобы актриса обладала чувством юмора.
На кастинг пришли примерно 90 девушек. Юля Топольницкая была в первой же десятке, она мне сразу приглянулась, и я поставила в списке жирную галочку. Кстати, остальных персонажей: прекрасного юношу, пригласившего героиню на выставку, маму, пастора - мы искали долго.
- Мама и дочь в клипе не стесняются в выражениях. Выстраивали историю в стиле Шнура?
- Мне кажется, что и мама, и дочка в спокойной ситуации друг на друга матом не кричат, но ведь у героини такая драма происходит, практически трагедия. Тут других слов просто нет. А вот мат с подружкой - это дело обычное. Просто по душам поговорили девочки.
- Зато когда мама говорит про «бабку-блокадницу», сразу понимаешь, что клип - питерский.
- Меня уже упрекали: разве можно упоминать о блокаде вот так, всуе? А мне и хотелось показать, что это уже давно стало расхожим выражением, которое употребляют к месту и не к месту.
- Все артисты охотно соглашаются сниматься в клипах?
- В клипах «Ленинграда» - да.
- А что лично вам дал успех «Экспоната»?
- Буквально за один-два дня я приобрела немыслимое количество друзей в социальной сети, что, безусловно, приятно. Затем пошли предложения по работе. Это ещё больше приободрило. Главное, что всё это свалилось на мою уже довольно крепкую голову. В более нежном возрасте от такого успеха люди могут напридумывать о себе бог знает что.
Замечать смешное
- В мире кино ваше имя известно по картинам «Кококо» и «Два дня», в которых вы с Дуней Смирновой были соавторами сценария. Эти фильмы - редкие примеры жанра комедийной мелодрамы, трагикомедии. Таков ваш взгляд на мир?
- Да, это свойство характера - замечать в жизни смешное. И сама переживаю любые драмы, только смеясь над собой, представляя себя со стороны - часто это бывает довольно забавно.
- В фильмах, как и в «Экспонате», в центре истории - женщины. Они для вас интереснее мужчин?
- Я руководствуюсь принципом: пиши о том, что знаешь. А про девочек я знаю много… И столько ещё не рассказано!
Сергей Шнуров на вопрос, почему он последнее время пишет песни о женщинах, использует женский голос, ответил, что мужская фауна перестал его интересовать, потому что она очень опростилась. А женский мир становится всё более сложным и многообразным.
- Вы ведь сейчас снимаете собственный фильм для альманаха «Петербург. Селфи». И вновь это женская комедийная история?
- Это 15-минутная история из жизни женщины, на которую «вдруг всё свалилось». Альманах состоит из нескольких новелл, все режиссёры - женщины. Хедлайнеры - Авдотья Смирнова, Рената Литвинова, Оксана Бычкова, я там единственный дебютант.
- Вы ведь по образованию не профессиональный кинематографист, а «технарь»?
- Закончила Ленинградский институт авиационного приборостроения, но, к счастью для граждан, по специальности не работала. Пошла на телевидение. Делала проекты «Осторожно, модерн!», ток-шоу «Однажды вечером». Всё время считаю, что в кино я самозванка, и в какой-то момент кто-то скажет: «А эта что здесь делает?» Но пока держат…