На 99-м году жизни умер знаменитый конструктор, академик РАН, Почётный гражданин Петербурга Игорь Спасский. О его смерти сообщили в пресс-службе Смольного.
SPB.AIF.RU рассказывает о главных проектах и достижениях генерального конструктора ЦКБ «Рубин» Игоря Спасского.
Армия и флот
«У России лишь два союзника: армия и флот», – говорил в XIX веке император Александр III. С тех пор мало что изменилось. Особое место в поддержании статуса великой державы принадлежит в России подводному флоту. Скрытые под толщей воды, под арктическими льдами, невидимые и неуловимые, обладающие огромной мощью оружия, подлодки наводят ужас на все страны мира. В 90-е годы одна подводная лодка класса «Акула» не позволяла силам НАТО посягать на наши границы. Моряки вспоминали, что, когда огромный и бесшумный атомный подводный крейсер выходил в автономное плавание, все армии мира буквально стояли на ушах. И хотя подводники тогда месяцами не получали зарплату, российские субмарины продолжали функционировать и выходить на боевые задания.
Создателем подводной мощи страны по праву считается ленинградский конструктор, многолетний глава ЦКБ «Рубин» Игорь Спасский. Под его руководством было построено около 200 субмарин. Он является вдохновителем и создателем многочисленных проектов в кораблестроении и в других областях науки и техники.
Игорь Дмитриевич Спасский родился 2 августа 1926 года в Ногинске. В 1949 году окончил паросиловой факультет Военно-морского инженерного училища им. Дзержинского, после этого короткое время был инженером на строящемся крейсере «Фрунзе». С 1950 года он участвовал в разработке подводных лодок. Мало кто знает, но поначалу военно-морской инженер Спасский был не очень рад перспективе проектирования субмарин.
«Я готовил себя к военной службе, но по постановлению ЦК КПСС меня распределили в конструкторское бюро. Когда узнал, что буду работать с подводными лодками, ужас взял. Незадолго до этого плавал на субмарине, спал за дизелем, а после выхода на землю оглох на трое суток. Тогда поклялся: с подводными лодками в жизни никогда не встречусь. Как говорится, не зарекайся», - говорил он.
Проявил характер
Спасский досконально изучил тонкости существующих тогда подводных лодок. Он на практике знал, что такое аварийное всплытие, погружение, до последнего винтика изучал эти сложнейшие инженерные сооружения. В начале профессиональной деятельности прошел на подводных кораблях более 40 тысяч километров.
С 1953 года Игорь Дмитриевич начал работать в старейшем конструкторском бюро страны «Рубин», тогда оно называлось ЦКБ-18. Талантливый ученый быстро заявил о себе. Поворотный момент в его карьере произошел в 50-е годы, когда новичку поручили доработать одну сложную установку на подводной лодке. Спасский с головой погрузился в работу и вдруг выяснил, что агрегат жутко неэффективный, изобилующий лишними деталями и элементами. Лейтенант не побоялся заявить об этом опытным конструкторам и предложить свой компактный вариант установки.
«Проявил характер, даже и не знаю, откуда он у меня взялся», – признавался годы спустя Игорь Дмитриевич. Сначала изобретатель получил нешуточный разнос, а потом коллеги посоветовались, съездили в Германию, где изготавливалась установка, и убедились, что Спасский прав. С этого момента карьера конструктора начала развиваться стремительно. Через несколько лет его назначили заместителем главного инженера, затем главным инженером. С 1974 года он стал работать главным конструктором, возглавляющим бюро.
Акула из стали
Игорь Спасский был генеральным конструктором и ведущим разработчиком таких атомных подводных крейсеров стратегического назначения, как «Кальмар», «Акула», «Дельфин», «Гранит», «Антей» и других. По его проектам спроектировано 187 субмарин, из них 91 дизель-электрическая и 96 ядерных.
Первый «кулак» подводного флота был создан уже в 60-х годах. Субмарины проекта «Навага» подорвали господство США на просторах океанов, а к середине 70-х «Мурены» окончательно закрепили паритет сверхдержав. Военные историки отмечают, что именно тогда стали возможными предметные переговоры между США и СССР по ограничению стратегических вооружений. Подлодки становились все бесшумнее и неуловимее. Известна шутка времен «холодной» войны, когда на американский авианосец вдруг поступил заказ доставить спагетти и пиццу с русской подводной лодки, которая опекала корабль уже много дней, ничем себя не обнаруживая.
Опытные подводники, которые долгие годы служили на подводных крейсерах, нередко признаются, что не понимают, как можно было придумать и воплотить в жизнь настолько сложные изобретения. И, несмотря на то, что над строительством подводных лодок работают сотни тысяч рабочих и инженеров со всей России, автор у этих уникальных машин один – Игорь Спасский.
«Надо ощущать, что долгое время люди в подводной лодке находятся в замкнутом пространстве, – говорит Игорь Дмитриевич. – До сих пор ищу пути, чтобы моряк чувствовал себя на субмарине комфортно».
И изобретателю это удалось. На подлодках проекта «Акула» есть бассейн, сауна, курилка и другие «излишки» для комфортного проведения моряками автономных походов. Но надо понимать, что «Акула» – это самый большой в мире атомный подводный крейсер. Его высота – выше девятиэтажного дома, а длина – 173 метра: два футбольных поля! Внутри находится два корпуса, спроектированные в виде катамарана. При этом махина практически бесшумна в воде, а значит, неуловима для вражеских радаров. «Акула» способна находиться в автономном плавании до 180 суток, и где она находится, не знает никто, кроме высшего руководства России. На ее борту 20 ядерных баллистических ракет, которые способны стереть с лица земли целый континент. Их боевая дальность – более 8 тысяч километров.
Не допустить войны
Сегодня на смену грозным гигантским «Акулам» пришли более современные ракетоносцы. Наработки Игоря Спасского были использованы в полной мере.
А ведь в 90-е годы конструкторское бюро в условиях рыночной экономики могло и вовсе исчезнуть, если бы не твердая рука Спасского. Все военные предприятия страны остались тогда без работы. Игорь Дмитриевич предложил смелое решение: разместить ракетное оружие на дизельных подводных лодках. В условиях приостановки строительства атомного подводного флота это решение позволило сохранить мощь российской армии. Чтобы сохранить бюро на плаву, Спасский расширил круг его деятельности. ЦКБ «Рубин» участвовал в создании нефтяных платформ, плавучего космодрома и других проектах.
Среди ключевых для Спасского событий, которые потребовали от него сосредоточения всех сил и способностей, особое место занимает подъем погибшего атомного крейсера «Курск». Операция по подъему АПЛ не имела аналогов в истории по сложности, объему работ и риску. Субмарина лежала на глубине 108 метров в Баренцевом море, где почти никогда не утихают шторма. Рассчитать силу подъема было чрезвычайно сложно, кроме того, 154-метровая лодка частично была погружена в грунт. «Курск» был успешно поднят, весь мир, затаив дыхание, наблюдал за этой сложнейшей операцией.
«Курск» — это огромная человеческая трагедия, а его подъем — научный и технический прорыв. За год была выполнена сверхсложная операция по подъему ракетоносца. Подобную никто в мире до нас не проводил», — рассказывал Спасский.
Президент России Владимир Путин выразил глубокие соболезнования в связи с кончиной конструктора подводных лодок Игоря Спасского, сообщили в Кремле.