Научный подход
Те, кто считают, что поцелуй – дело несерьезное, серьезно ошибаются. Существует целая дисциплина, которая занимается изучением этого явления, его психологическими и физиологическими особенностями. Называется она филематология.
Впервые о ней заговорили в 2009 году на конгрессе Американской ассоциации за прогресс науки (American Association for the Advancement of Science). Этот термин подхватили СМИ, телекомпании BBC и CNN.
В рамках филематологии уже существует несколько научных исследований, проведённых биологами и сексологами. К слову, исследованием природы поцелуя Всемирная организация здравоохранения при ООН занимается без малого четыре десятка лет – с 1981 года.
Эскимосский поцелуй
Во многих культурах поцелуй является проявлением нежности и симпатии. У эскимосов выражением привязанности является «кунику». Это действие, когда один из людей прижимает нос и верхнюю губу к коже второго и вдыхает воздух, втягивая также его кожу и волосы. Первые арктические исследователи, увидев такое проявление симпатии, прозвали его «эскимосским поцелуем».
Бытовало мнение, что эскимосы не целуют друг друга в губы, чтобы при сильном морозе они не обветрились. Но это не так: кунику скорее является формой дружеского приветствия между близкими людьми, которые, часто имеют неприкрытыми одеждой только нос и глаза.
Поцелуи шимпанзе
В животном мире поцелуи тоже встречаются. В таком поведении были замечены шимпанзе и бонобо (карликовая разновидность шимпанзе). В книге «Примирение в среде приматов» эксперт Франс де Вааль разбирал ситуации, при которых после ссоры обезьяны целуются и обнимаются. Такая форма примирения у них очень распространена. При этом, специалист отметил, что бонобо целуются чаще обычных шимпанзе. При этом они еще используют язык.
Поцелуй в камне
Поцелуй неоднократно вдохновлял творцов на создание удивительных шедевров.
Одним из самых нежных поцелуев, словно застывших в камне, считается скульптура «Амур и Психея» венецианского мастера Антонио Кановы. Для одной из своих работ - «Психея, оживлённая поцелуем Амура» - скульптор выбрал момент сразу вслед за пробуждением Психеи от поцелуя Амура, когда влюблённые протягивают руки, чтобы заключить друг друга в объятия.
Оригинал работы был выставлен в Лувре. Копия была выполнена по заказу князя Юсупова, который украсил ею один из залов подмосковного имения Архангельское, приобретённого им в 1810 году. Сейчас эту скульптуру можно увидеть в одном из залов Эрмитажа в Петербурге.
Поцелуй украдкой
Еще одним мастером, увековечившим момент любви, стал Жан Оноре Фрагонар, представитель стиля рококо, ученик прославленных художников Жан-Батиста Шардена и Франсуа Буше. Он стал известен, как мастер полотен на галантные темы. Одной из самых известных его картин стала работа, написанная в конце 1780-х годов - «Поцелуй украдкой».
Холст находился в собрании последнего польского короля Станислава Августа Понятовского. Позже из Лазенковского дворца в Варшаве он был доставлен в Петербург. Картину можно увидеть в Зимнем дворце в зале № 288.
Поцелуй Петра
Один из самых жутких поцелуев в истории связан с Петром I и фрейлиной Марии Гамильтон.
Представительница шотландского аристократического рода была фрейлиной императрицы Екатерины и любовницей самодержца. Наскучив Петру, она затеяла роман с его личным денщиком Иваном Орловым.
Однажды в окрестностях царского дворца обнаружили завёрнутый в одеяло труп младенца. В ходе следствия стало известно, что в преступлении была повинна Гамильтон. Под ударами кнута она призналась в преступлении и в том, что до этого уже дважды вытравливала микстурами в своём чреве плод.
Решением императора Марию приговорили к смерти. В 1719 году юную особу казнили на Троицкой площади. За происходившим лично следил Петр I. Очевидцы утверждали, что когда голова опальной фрейлины покатилась к ногам самодержца, он поднял её, поцеловал в губы, а затем, перекрестившись, молча ушёл.
Мост для поцелуев
Одним из самых романтичных мест в Петербурге считается Поцелуев мост на Мойке. Городская легенда, связанная с этим местом, гласит, что во времена, когда по набережной проходила граница города, мост служил местом расставаний. Согласно другой истории, здесь прощались заключенные со своими родными, ведь неподалеку находилась тюрьма - так называемый Литовский замок.
Историки же смотрят на название моста куда более прозаичнее. Они утверждают, что название моста произошло XVIII веке от фамилии купца Никифора Поцелуева, владельца питейного дома «Поцелуй» на левом берегу реки Мойки. Тем не менее и по сей день влюбленные назначают здесь свидания, а молодожены верят, что чем крепче поцелуй на этом мосту, тем прочнее будет их брак.
Самое известное фото поцелуя
«День Победы над Японией на Таймс-сквер» - так называется снимок, который был опубликован на страницах журнала Life в 1945 году. Фотограф Альфред Эйзенштадт запечатлел момент, когда в День Победы над Японией (14 августа 1945 года) американский моряк Гленн Макдаффи поцеловал медсестру Эдит Шейн на Таймс-сквер в Нью-Йорке.
Гленну тогда было 18 лет. Он отправился на метро на Таймс-сквер и, выйдя на улицу, узнал об окончании войны. Годы спустя он вспоминал, как к нему обратилась молодая женщина: «Матрос, я так рада за тебя». «А что случилось?» - спросил её Макдаффи. «Война закончилась, ты можешь идти домой», - сказала медсестра. После этого молодые люди обнялись и поцеловались.
Фото этого момента стало очень популярно.
Одно из самых известных граффити мира
«Господи! Помоги мне выжить среди этой смертной любви» - гласит надпись под граффити, которое было сделано художником Дмитрием Врубелем на фрагменте Берлинской стены. Выпускник художественно-графического факультета Московского педагогического института им. Ленина является членом Союза художников Берлина. В East Side Gallery он изобразил поцелуй генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева и руководителя ГДР Эриха Хонеккера. Прототипом картины послужила фотография, сделанная Барбарой Клемм в 1979 году.
Работа Врубеля считается одним из самых известных граффити мира.
Самый дорогой поцелуй
Картина австрийского художника Густава Климта, написанная в 1907—1908 годах, стала одним из самых дорогих «поцелуев» в истории живописи. Некоторые исследователи считают, что на картине изображён сам художник со своей возлюбленной Эмилией Флёге.
Картину, которая еще не была закончена, венская галерея Бельведер приобрела за 35 тысяч австрийских крон . Сколько она стоит сегодня — трудно сказать, но, для сравнения, менее популярный «Портрет Адели Блокх-Бауэр», известный также, как «The Lady in Gold», был продан несколько лет назад уже за 135 миллионов долларов.