"Крот" точит зубы

   
   

На разорванной ветке Кировско-Выборгской линии метрополитена вновь заработал щит "Виктория". И хотя президенту Путину уже доложили, что восстановить движение под землей к 300-летию Петербурга не удастся, а сомнения части специалистов до сих пор не развеяны (см. материалы в "АиФ - Петербург" N 25 от 19 июня и N 28 от 10 июля с.г.), операция "Размыв" вступила в новый этап.

Больше двух недель "Госгортехнадзор" не разрешал приступать к испытаниям горнопроходческого комплекса, доработанного питерскими и иностранными мастерами. Получалось как в анекдоте: утром губернатор Яковлев сообщал, что работы между станциями метро "Лесная" и "Площадь Мужества" возобновляются, а вечером представители "Госгортехнадзора" объявляли, что подрядчик - итало-шведский концерн "Impregilo S.p.A./ NCС AB" - не представил необходимые документы.

Наконец, 19 августа стальной крот, замерший в марте нынешнего года из-за просадки последнего бетонного кольца и прорыва воды, вновь начал рыть тоннель-дублер. Первые итоги испытаний замначальника по горному надзору и охране недр Управления Северо-Западного округа Госгортехнадзора РФ Александр Цакоев оценил как успешные. Спрашивается, чего ж было медлить? На этот вопрос есть несколько вариантов ответа.

Ревизоры умывают руки

Специалисты "Госгортехнадзора" объясняют, что не требовали от "Impregilo S.p.A./ NCС AB" ничего сверхъестественного. Просто комиссия "Госстроя" РФ, обсуждавшая в конце июня продолжение строительства тоннелей, попросила подрядчика предъявить кое-какие документы, прежде чем тот опять запустит "крота". К тому же горные контролеры сами еще весной выдали итальянцам несколько предписаний и директив и хотели убедиться, что их требования удовлетворены. Наконец, органы надзора предложили строителям четко указать в программе испытаний, когда и с какой силой будут подвергаться нагрузке установленные "Викторией" бетонные секции.

В кругах, близких к Смольному, распространилось мнение, что "Госгортехнадзор" специально тянул резину с разрешением. Якобы этот орган, подчиняющийся не городским, а федеральным властям (читай - полпреду президента Виктору Черкесову), просто выполнял негласное указание сверху, стараясь как можно больше оттянуть возобновление работ и посильнее досадить питерскому губернатору Владимиру Яковлеву.

Из собственных источников, близких к руководству региональных надзорных органов, корреспонденту "АиФ-Петербург" стало известно, что заминка с выдачей разрешения могла иметь совсем другую природу. Во время паузы "Госгортехнадзор" с "Госстроем" договаривались, кто за что будет отвечать, если, не дай бог, с нашим метро что плохое случится. Как только чиновники полномочия разграничили, итальянцы получили "добро" на возобновление испытаний. Теперь за все, что случится, пока "крот" роет землю и устанавливает бетонные кольца, спрашивать нужно будет с "Госгортехнадзора". За все, что может произойти потом, - с "Госстроя".

Метры по осени считают

"Потом" здесь следует понимать буквально - и через пять минут после окончания работ на данном участке, и через 5 лет, и через 50. А поскольку главные опасения, высказанные ранее специалистами и зафиксированные в докладах президенту РФ Путину, касались именно этого "потом", с представителей "Госгортехнадзора" взятки гладки. Если резиновые уплотнители между бетонными блоками дадут течь (из-за старения или по другой причине), а отремонтировать их не удастся; если звенья итальянского тоннеля, рассчитанного на равномерные нагрузки, просядут в грунтах, которые эксперты называют "квазипластической средой"; если, наконец, в процессе эксплуатации метро будет поврежден канализационный коллектор, под которым пройдет в опасной близости новый тоннель, а резервный слив для сточных вод из северной части Петербурга к тому времени не построят - за все эти и другие происшествия, грозящие новыми бедствиями, "Госгортехнадзор" отвечать не будет.

Раньше считалось, что между окончанием испытаний и возобновлением работ в полном объеме (в том числе до прохождения "Викторией" через подземную реку-плывун) строителям предстоит куча дел: установить наблюдение за происходящим над трассой (геомониторинг деформаций земной поверхности, зданий и сооружений), договориться с ГУП "Водоканал" и вместе следить за состоянием "метрошного" и канализационного тоннелей и т.д. Теперь ни о чем подобном не вспоминают - на давление 3,5 атмосферы вырытую "кротом" нору уже проверили, когда пройдут 29 метров с небольшим и проверят на 4,5 и 6 атмосфер, то, по словам Александра Цакоева, "Госгортехнадзор" выдаст разрешение возобновить "рабочую" проходку. Произойдет это в начале осени - в сентябре.

Напомним, что премьер-министр Италии Сильвио Берлускони планирует приехать на празднование 300-летия Петербурга и в присутствии глав государств и правительств 50 стран в мае 2003 года торжественно перерезать ленточку на открытии восстановленного участка петербургского метрополитена.

Смотрите также: