85

Если б крот не торопился, то и зубы не сломал

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 51 18/12/2002

Когда будут продолжены работы под землей между станциями метро "Лесная" и "Площадь Мужества", не знает никто. Некоторые специалисты вообще не уверены, что горнопроходческий щит "Виктория" удастся отремонтировать.

Кошмар для Кошмана

"Участок "Лесная" - "Площадь Мужества" будет восстановлен к концу 2003 года. Сбоев в строительстве метро нет", - заявил председатель Госстроя РФ Николай Кошман, уезжая из Петербурга в конце ноября. А 6 декабря подземный "крот", работающий на участке размыва, замер, превратив обещание министра в пустые слова.

Для только что назначенного руководителя новая авария в Петербурге стала кошмаром. Ведь его предшественник, Анвар Шамузафаров, был снят с Госстроя не в последнюю очередь потому, что это ведомство помогло завалить подготовку Петербурга к 300-летию. А тут новый конфуз. Горнопроходческий комплекс, только-только набравший неплохую скорость, наткнулся на "твердые подземные образования" и остановился. И теперь уж точно негде будет разрезать красные ленточки в мае 2003-го, как собирался делать премьер-министр Италии Сильвио Берлускони. Даже тоннели к юбилею вряд ли удастся прорыть.

Впрочем, настоящим кошмаром авария стала для десятков тысяч жителей Гражданки. Восстановление их подземной связи с "большой землей" отложено на неопределенный срок. И в 2003-м они метро уже точно не получат.

Шарошки - в крошки

Чтобы двигаться под землей в горизонтальном направлении, горнопроходческий щит использует специальные буры, которые называются "шарошки". Вот эти-то зубы "крота", сделанные из сверхпрочного металла, и обломались, когда "Виктория" наткнулась на пласт валунов неподалеку от трассы канализационного коллектора. Поначалу метростроевцы и представители городской администрации называли остановку "плановой" и давали понять, что резцы заменить сложно, но можно. Однако после 12 декабря, когда удалось осмотреть шарошки, энтузиазм иссяк.

Дело в том, что валуны, остановившие щит, лежат в злополучном "плывуне", смеси песка и воды под давлением в 5 атмосфер. Чтобы добраться до резцов, французским водолазам, с которыми имеет контракт генеральный подрядчик - небезызвестная фирма JV "Impregilo S.p.A./ NCC AB", пришлось работать, как на настоящей подводной лодке (со шлюзами, барокамерами и т.д.) Заключение бригады огласке пока не предано. Если верить неофициальным данным, в негодность пришла половина шарошек минимум.

Назад у щита хода нет: его подпирают выложенные им же бетонные кольца. Менять резцы на месте - занятие не из приятных. Работа водолазов сопряжена с огромным риском, стоит безумно дорого, да и затянется надолго, поскольку в рабочую зону ремонтник выходит на час максимум. Если же поломаны не только резцы, придется сооружать вокруг щита технологическую камеру, вроде небольшой дополнительной станции метро. Дело и вообще-то не быстрое, а в столь сложных грунтах, как под улицей Карбышева, - тем более. Четыре месяца простоя, про которые говорят некоторые СМИ, - прогноз слишком оптимистичный. Тем более что никто не знает, как поведет себя растревоженный "плывун".

Ямщик, не гони лошадей

Можно было бы говорить о невезучести итальянского подрядчика, у которого "крот" ломается второй раз за год. Но эксперты Госстроя РФ, прорабатывая вопрос по поручению президента России, еще летом записали: "Требуется проведение профессиональной экспертизы и испытаний, которые дали бы окончательный вывод о возможности прохождения аварийного участка с технологией, используемой нынешним подрядчиком". То есть изучать следовало не только технологию, но и сам участок. По мнению экспертов, к которым обратился "АиФ-Петербург", именно высокая скорость, с которой комплекс врезался в валуны, а вовсе не изношенность деталей, стала главной причиной новой аварии. На тихом ходу "Виктория" перемолола бы камень за милую душу.

Очень торопились к 300-летию, вот и загнали несчастное "животное". Если после предыдущей остановки, когда комплекс "клюнул" на полметра вниз, его удалось запустить ценой невероятных усилий, то сейчас, может статься, дешевле будет залить уже пройденный тоннель бетоном и уйти из-под улицы Карбышева. Были ведь и два других варианта - вывести линию метро на поверхность или сделать крюк в сторону железнодорожной станции Кушелевка с сооружением новой станции. Уже безо всякой юбилейной спешки.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах