Проходческий щит "Виктория" все-таки прокопал новый тоннель между станциями метро "Лесная" и "Площадь Мужества". Глава "Метростроя" Вадим Александров и губернатор Санкт-Петербурга Владимир Яковлев назвали это большой победой. Хотя в свое время обещали городу к юбилею не один тоннель, а два, и не просто прокопанные, а работающие.
Стальной "крот" на глубине 70 метров уже закончил перемалывать остатки бетона, защищавшие от подземной реки действующий перегон. До большого подземного зала, в котором его будут ремонтировать и готовить к походу в обратном направлении, механический зверь дополз в неважном состоянии. Можно только догадываться, насколько он был плох в ноябре 2002 года, когда французские водолазы заменили часть разрушенных шарошек - специальных резцов для разрушения горных пород. "Крот" и сейчас, когда из-под земли вылезла его "морда", производит впечатление беззубого. Вадим Александров заявил, что за три месяца "Викторию" отремонтируют полностью и что проходка в обратном направлении завершится до конца 2003 года.
Историю с ноябрьской аварией можно считать закрытой. На вопрос "АиФ-Петербург", с чем же тогда столкнулся щит, заставляя государство платить огромные деньги водолазам, - со слоем камней или все-таки с шахтой, оставшейся от прокладки канализационного коллектора, первый заместитель начальника Госстроя РФ Анатолий Петраков ответил категорично: "Это были валуны ледникового периода". Так решила специальная комиссия, разбиравшая причины аварии. Если б сделан был иной вывод, пришлось бы назначать следствие и искать виновных в халатности. Шахта - дело рук человеческих, и про нее, в отличие от валунов, знать должны были все, начиная с органов Гостехнадзора.
На коротком митинге по случаю прибытия "Виктории" на площадь Мужества прежние обещания горожанам никто не вспоминал. Больше говорили про уникальные условия проходки, обогатившие российскую и мировую подземную науку, да про "мешавших". Вадим Александров поблагодарил новое руководство Госстроя, которое, по его словам, "сняло все непрофессиональные инсинуации", и провозгласил: "Мы ни на кого не в обиде". А губернатор Яковлев назвал его "мудрым человеком", выбранный вариант восстановления метро - "единственно правильным", и посетовал, что если бы проходчики своевременно получали необходимые разрешения, "крот" начал бы разворот гораздо раньше. Про то, что уложенная "Викторией" обвязка прошлой весной дала течь и итальянский горнопроходческий комплекс пришлось модернизировать, словом тоже никто не обмолвился.
Городским властям пришлось расстаться с еще одной мечтой. Накануне губернатор Яковлев задался вопросом, нельзя ли организовать через прорытый тоннель попеременное движение поездов - ведь ездят же в противоположных направлениях наземные электрички по одной колее. Александров эту идею отверг. Все коммуникации, питающие "крота", проходили бы под движущимися поездами, что сильно осложнило бы проходку. А еще за безопасность питерского метро тогда никто не дал бы и ломаного гроша. Сейчас "Лесная", а с нею и вся питерская подземка отделены от аварийного участка бетонными перемычками. И вынимать "пробку" в условиях, когда второй тоннель не прорыт, никто не рискнет. Слишком часто подземелье на злополучном перегоне преподносит "сюрпризы".