Примерное время чтения: 7 минут
73

Метра не будет...

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 28 10/07/2002

К 24 мая 2003 года Кировско-Выборгская линия питерского метрополитена на участке между станциями "Лесная" - "Площадь Мужества" восстановлена не будет. Теперь это можно считать фактом, установленным на государственном уровне. Таков один из главных выводов государственной комиссии, изучавшей состояние дел с ликвидацией размыва.

Президент выступил. Что сделано?

Разобраться в ситуации на аварийном участке приказал президент России Владимир Путин. Месяц назад он проводил совещание по 300-летию в резиденции К-2 на Каменном острове и дал четыре поручения. Все они были оформлены протоколом, и одно из них касалось метро - "разработать и представить согласованные предложения по обеспечению ввода в эксплуатацию Кировско-Выборгской линии петербургского метро к 24 мая 2003 года".

Президент на совещании по юбилею несколько раз прерывал и тех докладчиков, кто рассказывал про трудности метро, и тех, кто уверял, что стройка идет по графику. Путин хотел услышать однозначный ответ на вопрос: срок, который назвали городские власти, который с их подачи был подтвержден самим президентом и под который из федерального бюджета Питер выбивал большие деньги, реален или нет? А поскольку без экивоков ему так никто ничего толком и не сказал, глава государства попросил "Госстрой" совместно с Минфином и Минэкономразвития оценить обстановку и доложить до 15 июля.

Во исполнение президентского поручения председатель "Госстроя" России Анвар Шамузафаров создал своим приказом N 104 от 17.06.02 комиссию и направил ее в Петербург.

Крен в конце тоннеля

Председатель городского Комитета по транспорту Алексей Чумак делал хорошую мину при плохой игре - говорил, что ни о какой комиссии слыхом не слыхивал, и уверял, что итальянскому подрядчику для возобновления работ просто нужно подвезти и смонтировать кое-какое дополнительное оборудование. Но 19 июня внушительная комиссия "Госстроя" РФ (22 человека) на объект все же пожаловала. Приехали крупные отечественные эксперты по теории надежности, проходческому делу, строительным технологиям. Теоретики были представлены учеными из серьезных вузов, практики - сотрудниками различных ведомств.

Два дня под руководством первого заместителя председателя "Госстроя" Маслова эксперты заседали в разных местах, заслушивали доклады, спускались под землю. Там они, в частности, обнаружили и занесли в протокол правду, которая прежде от народа скрывалась. Метростроевцы говорили про "нарушения гидроизоляции". Выяснилось, что не просто дал течь резиновый уплотнитель, а сместилось последнее из установленных колец железобетонной обделки. То есть слухи о проседании проходческого щита были недалеки от истины.

Кроме того, комиссия "Госстроя" записала в протокол четыре пункта. Во-первых, запретила продолжать работы - "возобновление проходки тоннеля считать невозможным без экспертизы и утверждения принимаемых решений". Во-вторых, затребовала от подрядчика, итальянской фирмы JV "Impregilo S.p.A./ NCC AB", ряд объяснений и документов - почему возник инцидент, может ли он повториться в дальнейшем, где и кто еще применял такую технологию, как собирается фирма корректировать свою аппаратуру, как и где она намерена контролировать качество работ, кто поручится за откорректированную проектную документацию и т.д. В-третьих, госзаказчика - питерский Комитет по транспорту - попросили направить все доработки итальянцев на экспертизу в Тоннельную ассоциацию России. Наконец, в-четвертых, комиссия пожелала увидеть копии контрактов на проектирование и строительство. Со ссылкой на эти документы под землю не пускали государевых людей из "Госгортехнадзора", так что возник вопрос - а соответствуют ли вообще контракты с итальянцами российскому законодательству?

Считать невозможным...

От выводов госкомиссии не отмахнешься. Это не частное мнение, которое высказали питерские эксперты, готовившие под руководством ректора Горного института Владимира Литвиненко доклад к июньскому совещанию на Каменном острове. Пришлось представлять в "Госстрой" все испрошенные бумаги. Экспертизу доработок по документации к 20 июля должна завершить одна немецкая фирма, Тоннельная ассоциация даст свое заключение до 15 июля. Но даже положительные отзывы еще не гарантируют возобновление работ. Эксперты высказывают мнение, но ничего не решают. Ведь комиссия создавалась не для того, чтобы исправить положение дел на размыве. Главная ее задача - решить, что докладывать президенту. И 5 июля в "Госстрое" члены комиссии вместе с представителями Минфина, Минэкономразвития и Администрации президента после долгих дебатов решили, что в доклад Владимиру Путину нужно внести два пункта. Первый - что к 24 мая 2003 года успеть невозможно. И второй - что дальше нужна профессиональная экспертиза.

Были предложения записать и третий пункт. Не теряющий оптимизма глава ОАО "Метрострой" Вадим Александров предлагал указать, что теоретически этот заказчик проходку выполнить может, просто нужно сдвинуть сроки.

Но тут встала эксперт по грунтам, доктор наук преподаватель СПГГИ Регина Дашко: "Уважаемый, чтобы так говорить, нужно знать, что за порода в зоне размыва". Оказывается, итальянцы в своих расчетах до сих пор считают грунт вокруг тоннелей-дублеров однородным. На самом деле порода под улицей Карбышева находится не в "связанном", а в так называемом "пластичном" состоянии, и на разные куски тоннелей давит по-разному - отсюда и все проблемы подрядчика.

Спрашивается, откуда у итальянцев такие данные? Да из нашего с вами недавнего прошлого. Сами они ничего не бурили, керны - высокие земляные "стаканы", показывающие, что на какой глубине лежит, - из недр не доставали, а воспользовались данными, полученными на рубеже 70-х. А тогда керны брали так: наткнутся на пустоту или жидкий пласт, плюнут, сдвинутся чуть влево-вправо, достанут нормальную сплошную породу, и выдадут за образцы с "того" места, чтоб было чем отчитаться.

Прогнать нельзя помиловать

Главный эксперт по части недр ректор СПГГИ Владимир Литвиненко считает, что сейчас самое разумное - брать все керны по новой. Бурить профессионально, в соответствующих режимах, отобранный керн сразу на скважине после подъема на поверхность покрывать парафином и, изолировав от возможных воздействий внешней среды, отправлять в лабораторию. Скорее всего, именно к этому все и придет. Непонятно только, как теперь наш подземный долгострой финансировать.

Президент ведь не случайно просил доклад до 15 июля. Нужно решать, сколько давать денег на питерское метро во второй половине 2002 года и какую сумму "защищать" в федеральном бюджете на 2003 год. Но вот незадача - если сейчас бюджетный крантик перекрыть, итальянский подрядчик скажет, что мы не выполняем условия договора, бросит щит и будет таков. А он, между прочим, уже получил 2 млрд. 350 млн. рублей, т.е. немногим меньше половины из 180-миллионного (долларового) контракта. И не исключено, что из-за возникших в забое проблем эта самая JV "Impregilo S.p.A./NCC AB" только и ждет, чтобы под благовидным предлогом смыться.

Но оставлять все как есть тоже опасно. По нашим СНИПам, тоннель метро должен стоять 220 лет, итальянцы обещают 100, и то пока на словах. Даже если они сумеют как-то исправить нынешнюю аварию (что вряд ли - обделка неремонтопригодна), нет гарантии, что подобное не повторится. А если очередное бетонное кольцо накренится над коллектором городской канализации? А если обделка сместится, когда пойдут поезда?

Что и говорить, выбор невелик - куда ни кинь, везде клин. Не случайно зампред "Госстроя" Маслов предложил до конца июля провести в Петербурге общественные слушания по метро. Но теперь, по крайней мере, ни горожан, ни президента никто не обманет сказками про 2003 год.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах