Кого бояться?

   
   

Мы снова боимся террористов. События в Америке заставили горожан вспомнить о страхах, пережитых в 99-м, когда взрывали дома в Москве. Правда, то, что нынешний удар пришелся по далеким Штатам, многих успокаивает - раз уж у нас тогда ничего не случилось, так сегодня и подавно. Может, и правда, чего нам этих террористов, которые далеко на юге орудуют, бояться, у нас и своих проблем хватает - обычный криминал никто не отменял. Хотя вот ньюйоркцы тоже до 11 сентября ничего не боялись и к терактам готовы явно не были, почти как и мы.

О том, стоит ли чего-нибудь опасаться жителям Северной столицы, нам удалось поговорить с полпредом президента Виктором Черкесовым. Его мнение тем более весомо, что прежнее место его работы - Федеральная служба безопасности.

По словам полпреда, в прежние годы весь терроризм у нас сводился в основном к захвату и угону самолетов. В конце 80-х это был настоящий "расцвет" воздушного терроризма. Ключевым был 1988 год, когда сгорел самолет, захваченный знаменитым семейным ансамблем Овечкиных. До этого случая, работая с угонщиками, спецслужбы руководствовались правилом - главное не допустить того, чтобы самолет попал за границу. Что произойдет при этом, какие будут жертвы и разрушения - считалось делом вторым. После того как в истории с Овечкиными погибло много людей, идеология изменилась, и на первое место поставили сохранение жизни пассажиров. И сразу последовала целая серия угонов в 1989-м именно потому, что, стараясь защитить людей, пилоты выполняли требования угонщиков. Закончилось это все, едва изменились правила выезда за границу: те, кто угонял самолеты ради того чтобы попасть за рубеж, могли попасть туда более простыми путями. С тех пор об актах терроризма в Петербурге почти и не было слышно. Однако говорить о том, что нам ничего не угрожает, конечно, нельзя.

- У нас есть структуры, созданные в слое тех, кто прибыл сюда из бывших республик Союза, и тех мест, где велись или ведутся боевые действия. Это продолжение организаций, которые действуют в местах коренного обитания таких людей. А сюда их вывозят на отдых, лечение, чтобы уберечь от преследования. Люди эти продолжают находиться в боевой форме. И хотя большую угрозу они представляют для своих родных мест, опасны они и нам. Во-первых, вполне возможен вариант, при котором от их организации поступит указание совершить какую-то акцию здесь, на Северо-Западе, чтобы показать свою силу и способность наносить удары по всей стране. Во-вторых, эти люди могут стать исполнителями просто уголовных преступлений. Им ведь надо зарабатывать на жизнь:

Более того, по мнению полпреда, вовсе не обязательно, чтобы исполнители терактов были людьми с юга. В свое время, когда Виктор Черкесов был еще начальником питерского УФСБ, чекисты вышли на группу киллеров, которая специализировалась именно на подрыве своих жертв. Подготовка у них была первоклассная, выучка превосходная и брали они "за работу" сравнительно немного.

- В принципе, если бы нашелся человек, который желал бы через террористические акты решать свои политические задачи, он мог бы использовать эту группу. Им-то какая разница, для них взрывы - просто ремесло и не более.

Такой вариант вполне возможен. Как сказал Виктор Черкесов, последние годы постоянно поступает информация о смычке сугубо криминальных структур и политических экстремистов. Ну а то, что криминальные структуры используются в политических целях, - "это живая жизнь последних лет".

Почему бы не переловить всех этих потенциальных террористов? По словам полпреда, то, что "группы риска" известны, уже доказывает, что по ним ведется работа, их контролируют. Но к ответу привлекать можно лишь за действия, а только за готовность что-то совершить привлечь невозможно. Да и угроза теракта на деле может исходить не только от каких-то организаций. По мнению Виктора Черкесова, как бы качественно ни работали спецслужбы, стопроцентную защиту от террора они не могут обеспечить.

- Говорить о терроризме, да и других преступлениях как сфере ведения только спецслужб и прочих органов, нельзя. Ведь тут играют свою роль и политическая ситуация в стране, и социальные проблемы, уровень жизни людей, наконец, состояние их здоровья. Взять, например, наркоманов, ведь их поведение никак не мотивировано. Мало того, что он сам может совершить любое преступление, так его можно и использовать, "живой бомбой" сделать. Контролировать все это правоохранительные органы, конечно, не могут.

Что же касается ближайшего будущего, то прогнозировать ситуацию с террористами в Петербурге полпред не стал, сказав лишь, что степень угрозы будет зависеть от того, какое участие мы примем в акциях возмездия США и какой характер они приобретут. "Если это будут не точечные удары, а масштабная операция, то последствия ее непредсказуемы, но в любом случае очень печальны для нас".

Смотрите также: