Дворцовый мост: семь минут полета

   
   

И все кричат "Ура!"

Питерская традиция гулять в белые ночи обязательно предполагает остановку у Дворцового моста. Его фотография с разведенными крыльями, когда в пролет видна Петропавловская крепость, давно стала символом города.

На набережных разместилась целая индустрия развлечений - кафе, рестораны (в том числе плавучие), концертные площадки уличных музыкантов и даже цирковых артистов. Здесь же предлагают катание на лошадях, в пролетках, на велорикше.

Ночная жизнь кипит, но в час двадцать пять, стоит крыльям моста дрогнуть, все замирают и не сводят с него глаз. Зрелище уникальное и стремительное: крылья взмывают вверх всего за 7 минут, и вот тогда на набережных и на пассажирских теплоходах раздается дружное "ура!".

Десятки маленьких суденышек, которые и так спокойно проскальзывают под мостом, перед разводкой специально задерживаются, собираясь в стаи, чтобы потом "торжественно" пройти в открытый пролет, опередить грузовые суда. Публика на набережных не устает щелкать затворами фотоаппаратов - такая красота на память!

Последний механический

Оказаться внутри моста, увидеть "кухню" разводки - редкое везение, которое выпало журналистам "АиФ-Петербург". Просторное помещение, расположенное уже в подводной части устоя, напоминает заводской цех или фантастический часовой механизм. Как только с пульта управления поступает сигнал, то есть включают электрогенератор, начинают вращаться гигантские шестеренки - опускаются противовесы в колодцы семиметровой глубины. Каждое крыло в 700 тонн уравновешено системой в 1400 тонн.

Дворцовый - последний на Большой Неве механический мост, на других давно уже стоит гидравлика. Впрочем, на пульте управления в машинном отделении имеется компьютер, на дисплее которого последовательно отражаются все операции.

В эту ночь разводкой командует старший механик Анатолий Сергеев, проработавший на Дворцовом 33 года.

По его признанию, привыкнуть к окружающей красоте невозможно, но и любоваться некогда, особенно если за ночь 2 разводки с 15-минутным перерывом: Дворцовый атакуют машины.

Автомобили так и стараются проскочить, хотя горят два красных светофора, а дежурные ставят на мосту ограждения.

- Раз один лихач, когда только стали расходиться крылья, провалился между ними перед.ними колесами - и их снесло, - вспоминает Сергеев. - Пришлось остановить разводку, вытаскивать машину. А водитель даже спасибо не сказал! И на следующую ночь - бывает же! - произошел похожий случай. А вот были как-то с рабочей поездкой в Швеции, так там светофор стоит за 2 километра от моста, и никаких проблем.

Автомобильные нагрузки на Дворцовый растут, а ведь ему исполнилось 90 лет. Последний капитальный ремонт был три десятилетия назад. Хотели в этом году закрывать на реконструкцию, но отложили - пока непонятно, как город проживет без Дворцового.

У моста есть и внутренний враг - коррозия, съедающая металл. Она чувствует себя вольготно, ведь даже сейчас, теплой июльской ночью, внутри опоры прохладно и влажно, а что говорить про осень и зиму! В дождь мост протекает, зимой вместе со снегом внутрь попадает соль. Но самое большое испытание - наводнение.

- Вода льется таким мощным и шумным водопадом, что становится страшновато. Механизмы заливает, ну, а наша бытовка расположена выше, ее ни разу не затапливало, - говорит Анатолий Владимирович.

Обслуживают Дворцовый 9 механиков, живут как одна семья - в бытовке и плита, и холодильник, и обеденный стол. На работе и рыбу ловили.

- Раньше столько корюшки было! - вспоминает Сергеев. - Ловили "пауком", это сетка такая, опускаешь в воду, вынимаешь - а там 8 - 10 штук. За полчаса - восьмикилограммовое ведро. Как дамбу построили, рыбы не стало. Вытаскивать по штучке - это не рыбалка. Да и посмотрите вниз: гранитный устой покрыт толстым склизским слоем - вот такая в Неве водичка.

Любовь на высоте

Дворцовый - самый известный киноактер из всех питерских мостов. Но, пожалуй, самая яркая его роль - в "Невероятных приключениях итальянцев в России". Однако сцену, когда каскадеры прыгали с моста на проходящий корабль, на самом-то деле снимали на Тучковом, потому что он поменьше. А потом смонтировали с Дворцовым. Зритель подмены не замечает, но механиков не проведешь: "Сразу видим, это - наш мост, а это - другой".

Бывает, и обычные люди оказываются в роли каскадеров. Как-то молодой человек и девушка оказались на крыле разведенного моста! Видимо, прятались за фонарями, а когда "пошел процесс", они за 7 минут оказались почти на 40-метровой высоте. Стали спускаться по перилам, как по лесенке. Когда наконец оказались внизу, лица были белыми.

"Всякое случается, - рассказывает Анатолий Владимирович, - от несчастной любви люди в Неву прыгают. А когда курсанты заканчивают училища, они, чтобы показать перед девушками удаль, переплывают Неву: туда добираются, а вот обратно - не всегда, тонут. Течение уж очень сильное, а глубина - 16 метров.

В лихие девяностые механикам и под дулом бандитских пистолетов приходилось стоять. У тех была одна песня: "Наводи мост!" - "Невозможно, у нас как на космодроме - пока с берега диспетчер не даст добро, старт не состоится". Братва не верила, прыгала у пульта, но ничего не получалось. Следовал отбой: "Друг, не могу приехать".

Но вот для "Скорой" с роженицей и пожарных машин мост сводили в неурочное время. А однажды была уникальная зимняя разводка - в честь наступления нового века.

Теперь на случай опасности имеется специальная кнопка. Как-то на мосту была драка, кто-то из механиков ее нажал, и через пару минут примчались люди с автоматами.

- Нас же вниз лицом и положили, - вспоминает Сергеев, - потом уже стали разбираться, что к чему. Зато мы знаем - мигом прибудут. Мост под защитой.

Смотрите также: