Примерное время чтения: 6 минут
116

Ночь под мостом

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 24 16/06/2004

Белая ночь, подсветка на дворцах, мостах и Петропавловке, набережные заполнены гуляющей публикой - в Питере пик туристского сезона. Для кого-то экзотика, для кого-то повод для романтической прогулки, а для кого-то - рядовая рабочая ночь. Из-под разведенного моста вид на ночной Питер приобретает особенный шарм. Правда, наслаждаются им только те, кто разводит и наводит мосты. Ну и еще корреспонденты "АиФ-Петербург", которые побывали внутри Дворцового моста.

Разводка на слух

Работа на мосту начинается в половине одиннадцатого вечера. До разводки три часа. Все это время бригада из четырех человек занята рутинной работой: внешним осмотром и смазкой механизмов. 1080 смазочных каналов - не шутка! За неделю смазку надо обновить в каждом.

Внутри мост разделен на три этажа. На верхнем расположены электродвигатели, на втором - пульт управления, на нижнем - основные механизмы. И еще "подвал". Котлован, куда опускаются противовесы крыльев моста (7 штук на крыло по 250 тонн каждый), уходит на 6 метров ниже уровня воды.

Разводные механизмы Дворцового уникальны. Работают без отдыха со времени его постройки в 1916 году. Металл устал и иногда не выдерживает нагрузок. К счастью, ЧП было только одно. Осенью 2002 года сломались зубья на одной из шестеренок. Мост пришлось свести, а на Неве образовалась пробка из судов. Специалистам "Мостотреста" понадобилось 12 часов, чтобы наварить на шестеренку новые зубья и выпустить караван судов из капкана. Зимой шестеренку заменили на новую. Конечно, разводные механизмы надо менять полностью. Но сделать это можно только после того, как будет реконструирован мост Лейтенанта Шмидта, который находится в аварийном состоянии. А пока механики, работающие на Дворцовом, при каждой разводке внимательно прислушиваются к работе механизмов. Чуткое ухо специалиста ловит каждый посторонний шум. К счастью, несмотря ни на что, механизмы работают как швейцарские часы.

Мусорный дождь

Дворцовый мост разводится дважды. В 1.30 старший механик Анатолий Сергеев подает напряжение на механизмы и включает мониторы. Четыре видеокамеры позволяют оценить ситуацию наверху. В 1.35 на мосту зажигают стоп-сигналы, и на экранах видно, как сотрудники ГИБДД перекрывают движение. Одновременно начинается разводка. Крылья моста начинают плавное движение наверх. На экран компьютера выведены параметры работы механизмов, текущий угол наклона пролетов и другая необходимая информация. Синхронно с настоящими пролетами на мониторе расходятся их виртуальные изображения. Кстати, долгое время роль компьютера (реальный установлен 4 года назад) выполнял специальный макет из пенопласта.

Выхожу из пульта управления, чтобы посмотреть на движение многотонной махины пролета. "Осторожно, - предупреждает один из механиков, - сейчас мусор посыплется". И точно. Чудом увернувшись от летящей мне в голову жестянки из-под пива, прячусь за угол. "Это еще что, - комментируют механики, - посмотрели бы вы, что делается в День города или любой другой праздник. Каждую осень из котлована груды мусора достаем".

Через пять минут мусорный дождь заканчивается. Пролеты заняли штатное положение под углом в 62 градуса. Первыми под мостом проплывают многочисленные прогулочные катера. Ночь оглашается радостными криками гуляющих. В 1.55 под Дворцовым проходит первый сухогруз.

Водители-самоубийцы

У механиков перерыв. Можно выйти на мост, покурить, поболтать с охранниками. "На неделе у нас все спокойно, - говорит Анатолий Сергеев, - а вот в выходные и праздники тяжело. Народ гуляет, пиво пьет, норовит на мост выйти, к самому краю подойти. Охрана не всегда справляется. Что могут два человека охраны против толпы? А много ли надо нетрезвому человеку? Одно неверное движение, и полетит с многометровой высоты в котлован". На Дворцовом, к счастью, такого не случалось. А на Литейном было. Пару лет назад в котлован сорвалась девушка.

Еще одна головная боль у механиков и охраны моста - лихачи. Каждый год на питерских мостах потенциальные самоубийцы пытаются проскочить мост во время разводки.

"Не понимают, что даже если они успеют перескочить с пролета на пролет, то дальше машине прямая дорога в котлован, - говорит Анатолий Сергеев. - На моей памяти пару таких случаев было. Первый водитель перескочил, стал съезжать на скорости вниз по разведенному пролету, ударился колесами в неразводную часть - колеса как ножом отрезало, дальше ехал уже на брюхе. Второй успел притормозить. Мы разводку остановили, бросились ему переправу из досок через провал наводить. Переправили, а он уехал, даже спасибо не сказал".

Под дулом пистолета

Работа на мосту не только нервная, но иногда и опасная. Как-то на механиков "наехали" бандиты. Достали пушки, говорят, сводите мост, у нас на той стороне братка замочили, нам туда срочно надо. Еле-еле удалось убедить, что это невозможно. После этого случая охрану всех питерских мостов усилили.

В 2.45 Дворцовый мост сводится на полчаса, чтобы пропустить скопившиеся на берегах машины. Автомобили идут сплошным потоком. Проскочить успевают не все. Остановить жаждущих переправиться на другой берег иногда очень сложно. Водители не реагируют ни на стоп-сигналы, ни на охрану, выставляющую заграждения. Порядок навести может только наряд ГИБДД, но он дежурит не каждую ночь. А задержка разводки даже на 5 минут - уже ЧП. Караван может не успеть пройти под мостами. "Хоть ленту с шипами поперек моста растягивай", - сетуют механики. Возможно, в скором времени основные городские мосты оборудуют выдвижными конструкциями наподобие тех, что ограничивают движение на железнодорожных переездах.

В 3.15 началась вторая разводка. На этот раз обошлось без эксцессов. Через полтора часа по мосту вновь откроется движение, но работа у механиков не закончится. Надо готовить мост к следующей ночи.

Кстати

Всего в Питере 443 моста. Из них разводных 20. Некоторые, например Елагин мост, разводят только по особым заявкам. За навигацию мосты разводятся более двух с половиной тысяч раз и пропускают около 7 тысяч судов. Дворцовый мост - самый низкий на Неве. Его специально спроектировали таким, чтобы не заслонял архитектурные красоты. В навигацию мосты не разводят, только если температура воздуха ниже минус 8 градусов, при скорости ветра 12-14 метров в секунду и если вода в Неве поднимается на 160 сантиметров выше ординара.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах