Наивные дураки...
- Вы сказали, что престижные концертные залы у нас заполняет новый тип публики - тюремный...
- Иногда по телевизору видишь: Кремлевский дворец, сидят лица из Думы, сенаторы, общественные деятели. На сцене стоит человек и поет: "Гоп-стоп, мы подошли из-за угла..." Бандитскую песню! Все с восторгом хлопают и подпевают. И начинаешь понимать: певец-то какой молодец. Ведь это же они - "гоп-стоп"... Незаметно у нас появился новый класс наворовавших государ.ственное добро людей. Среди них много молодых, начинавших с какой-то сомнительной торговли, криминала. Теперь у них "легальный бизнес", руководящие должности, "чистые деньги".
Самое любопытное, что затеяла перестройку общества как раз интеллигенция - Сахаров, Высоцкий. Я дружил с Галичем, Визбором, Окуджавой - они мечтали о свободе. У меня даже есть песня - "Свобода"... Мы все старались - и получили. Думали: наступит демократия, в первых рядах окажутся лучшие. Наивные дураки!
- Полагаете, раньше было лучше?
- Нет, возвращения к старому не хочу. Когда я работал с Аркадием Райкиным, мы много говорили на эти темы и определили для себя, что можно ругать только тех, кого любишь. Свою страну любишь? Значит, можешь критиковать, а не закрывать глаза на очевидные вещи. Сегодня у российских стариков нищенская пенсия, у студентов - мизерные стипендии. Школы горят, необходимые лекарства недоступны... А мы так и остались рабами, только не тоталитарными, а экономическими.
- Но вам-то грех жаловаться! Заслуженный артист, лауреат Государственной премии. Постоянно концерты, аншлаги, издаются книги, устраиваются выставки картин.
- Мои афиши в центр не пускают. Однако люди приходят.
Я очень дорожу своей публикой. Это инженеры, врачи, студенты, пенсионеры. Для меня они - элита, а не элита с ударением на последнем слоге.
Поэтому билеты на мои выступления всегда дешевые. Иначе зрители скажут: "Что это, Дольский с ума сошел? Мы же с ним одной крови". Недавно приезжал в Питер МХАТ, которым руководит всеми любимый Олег Табаков. Билеты на галерку - 3 тысячи рублей. Страшно!
Противно "прогибаться"
- Сегодня известные актеры, режиссеры "дружат" с властью. Кстати, вы тоже едва не ушли в политику.
- Народным депутатом я так и не стал. Мое место занял Собчак. А то, что деятели культуры "прогибаются" перед высокими чиновниками, - противно. Мне кажется, я понимаю, в чем дело. Это они от радости, от неожиданности. Ведь раньше даже популярные артисты жили небогато. И вдруг появилась возможность получить миллионы. Они не понимают, что творчество выше власти. Власть - это как уборщица. Нанятый работник, пусть в лимузине и с высокой зарплатой.
- Хотите убедить, что если завтра вас пригласят выступить на вечеринке у олигарха, откажетесь?
- Скорее всего, соглашусь. А потом отдам деньги в детский дом или больницу. Я пою иногда на днях рождения у интеллигентных олигархов. Такие есть.
- Вы не раз утверждали, что для вас самое главное - отсут.ствие цензуры. Но сегодня авторской песне перекрыла кислород попса.
- В шоу-бизнесе крутятся огромные деньги. Но разве в деньгах счастье? Человеку ведь много не надо. Каши поесть, борщеца, выпить чайку.Состоятельный человек, если он умный, не должен показывать, что богат. Демидов, Третьяков, Мамонтов вкладывали в русское искусство собственные средства, но никогда не козыряли своей благотворительностью. А наши нувориши везде себя выпячивают. Включишь утюг - и там уже их лица.
Счастливее всех
- У вас три сына, которых воспитывали по особой системе. Знаю, что и сегодня вы живете все вместе. Конфликта "отцов и детей" удалось избежать?
- В те времена, когда я их воспитывал, ошибок практически не делал. А сейчас, когда стали взрослыми, иногда поступаю неправильно. Но они "не замечают" промахов. Говорят: "Да ничего, отец". Старший - доктор, хирург. Средний - прекрасный художник. Младший - детский психолог. Младший и старший со своими женами живут с нами. Просторную квартиру мне дали еще в советское время - как многодетному отцу. Так что у нас весело - каждый день непохож на другой.
- Но в прошлом были и тревожные периоды.
- Тридцать лет я не употребляю алкоголь. Мои сыновья тоже совсем не пьют и не курят. В 1977 я бросил выпивать, в 1979-м - курить. А то пил и курил как ненормальный, крепко. От безысходности, тупика...
- Поэту, композитору в своем творчестве дано проживать несколько жизней... Если повернуть время вспять - какую выберете?
- Счастливее моей судьбы я не знаю. Пишу стихи, сочиняю музыку, играю, пою. Есть письменный стол, кабинет, недавно купил раздвижные шкафы - что еще нужно? Я всегда готов работать, мне даже не надо вдохновения, сажусь - и пишу. Наконец, могу издавать свои книги. Небольшими тиражами, но так, как хочу. Ведь в прежние годы об этом и не мечтал. За меня хлопотали даже работники ЦК, но и они не могли пробить стену Союза писателей. Так что уныния нет. Наоборот, есть надежда на перемены к лучшему. Когда они наступят? Надеюсь, нам не придется ждать до следующего ледникового периода.
Смотрите также:
- Григорий Козлов: «Любуюсь людьми, которые сохраняют честь и достоинство» →
- Жажда красоты и правды. Олег Погудин о материальном и духовном →
- Ин-Грид: «Хочу спасти Анну Каренину!» →