Вместо Nissanа Lada. Петербург станет столицей отечественного автопрома?

В Санкт-Петербурге на бывшем заводе Nissan будут собирать автомобили Lada. Но «Гранты» и «Весты» здесь не увидят: в «АвтоВАЗе» обещают, что в Северной столице будет выпускаться своя собственная, отличная от Ижевска и Тольятти, линейка машин. В Смольном анонсируют, что подобным образом будет реанимировано и другое предприятие местного автопрома.

   
   

Уступили место

Японский концерн Nissan минувшей осенью решил покинуть российский рынок, но его петербургский завод в Парголово пустовал недолго. Накануне о старте отечественного производства на этой площадке объявил «АвтоВАЗ». Выпуск новых машин обещают наладить уже во втором полугодии 2023-го года. Все рабочие места и выплаты сотрудникам  – а это более 2 тыс человек – обещают сохранить. Производство будет подконтрольно российскому автоконцерну, который, к слову, в мае возглавил бывший вице-губернатор Петербурга Максим Соколов. Поддержать новое детище «АвтоВАЗа» намерены Минпромторг и Смольный.

«В линейке бренда LADA появятся автомобили более высоких сегментов, которые, уверен, будут по достоинству оценены нашими покупателями. Эти автомобили будут современными, качественными, с высокими потребительскими достоинствами и с высочайшими стандартами безопасности. Также они не будут конкурировать с собственной линейкой «АвтоВАЗа», - рассказал Максим Соколов.

Что конкретно уже через год должно сойти с конвейера на петербургском предприятии – пока не ясно. В официальном релизе «АвтоВАЗа» говорится лишь о «различных моделях сегментов С и D, включая кроссоверы и седаны». Но планы грандиозны: рост объемов производства (сколько в год – пока тоже секрет, Nissan же выпустил с конвейера 44 тыс машин в прошлом году, - прим. ред.), поэтапное импортозамещение, в том числе с использованием производителей Санкт-Петербурга и Ленобласти. По идее, это даст и новые рабочие места, что важно для города, где число безработных стремится к отметке в 10 тыс человек. В среднесрочной перспективе Петербург ждет, как выразился глава АвтоВАЗа, – «глубокая локализация и достижение технологического суверенитета для всего бренда LADA».

Китайская «Лада»?

Однако как будет достигнут этот суверенитет или хотя бы частичная локализация – тоже не очень понятно. Сам «АвтоВАЗ» в уходящем году  с уходом материнской компании Renault (ей принадлежало 68% акций российского автоконцерна, - прим. ред.) и нехваткой комплектующих, особенно электроники, пережил фактически клиническую смерть и был чудом реанимирован. После длительного простоя и временного перехода на  выпуск «облегченных» вариантов моделей без подушек безопасности и ABS (антиблокировочная система, - прим. ред.), предприятия концерна вернулись к полноценной рабочей неделе только в конце августа.

В сентябре Максим Соколов сообщил журналистам, что концерну пока не удалось найти замену порядка 1,5 тыс компонентам из необходимых 4,5 тыс. В основной зоне риска – около 300 комплектующих, которые  приходится «ловить» на рынке в ручном режиме. Согласно проекту стратегии Минпромторга по развитию российского автопрома, такие комплектующие, как автоматическая коробка передач, двигатель внутреннего сгорания или та же ABS, удастся локализовать только до 2035 года.

В таких условиях возрождение «Лады» в Петербурге выглядит не слишком обнадеживающим. Однако руководство «АвтоВАЗа» уверяет, что все необходимое для сборки будет поставляться одним или несколькими партнерами из дружественных стран. Наибольшего успеха удалось достигнуть в переговорах с производителями из Китая.

   
   

По мнению эксперта аналитического агентства «Автостат» Азата Тимерханова, вероятнее всего производство  новой «Лады» в Санкт-Петербурге будет происходить по аналогии с заводом «Москвич»: на платформе автомобиля, предоставленного какой-либо дружественной страной, вероятно, Китаем.

«На первом этапе будет происходить крупноузловая сборка из уже полностью готовых комплектующих. По мере наращивания производства и локализации компонентов произойдет переход к мелкоузловой сборке уже из отдельных деталей. Но это не значит, что «Лада» будет целиком из китайских комплектующих. В России тоже нашлись компании, которые оказались готовы производить то, что раньше поставляли из-за рубежа. Сроки реальны. Если мы возьмем историю с «Москвичом», то планы были озвучены в мае, а через полгода стартовало производство. Так что время есть, чтобы найти партнера и начать работу. Тем более, что сам «АвтоВАЗ» еще летом сумел переориентироваться на альтернативных поставщиков», - пояснил эксперт.

Напомним, в Петербурге также прекратили работу и начали сокращать сотрудников заводы корейского и японского автоконцернов Hyundai и Toyota. Накануне губернатор Александр Беглов заявил, что в Смольном ведется работа над тем, чтобы сохранить другие предприятия петербургского автокластера. О каких конкретно производствах идет речь, глава города не уточнил.

Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал  – https://t.me/aifspb. Обсудить публикации можно в нашей группе ВКонтакте – https://vk.com/aif_spb.