В Санкт-Петербурге на бывшем заводе Nissan будут собирать автомобили Lada. Но «Гранты» и «Весты» здесь не увидят: в «АвтоВАЗе» обещают, что в Северной столице будет выпускаться своя собственная, отличная от Ижевска и Тольятти, линейка машин. В Смольном анонсируют, что подобным образом будет реанимировано и другое предприятие местного автопрома.
Уступили место
Японский концерн Nissan минувшей осенью решил покинуть российский рынок, но его петербургский завод в Парголово пустовал недолго. Накануне о старте отечественного производства на этой площадке объявил «АвтоВАЗ». Выпуск новых машин обещают наладить уже во втором полугодии 2023-го года. Все рабочие места и выплаты сотрудникам – а это более 2 тыс человек – обещают сохранить. Производство будет подконтрольно российскому автоконцерну, который, к слову, в мае возглавил бывший вице-губернатор Петербурга Максим Соколов. Поддержать новое детище «АвтоВАЗа» намерены Минпромторг и Смольный.
Что конкретно уже через год должно сойти с конвейера на петербургском предприятии – пока не ясно. В официальном релизе «АвтоВАЗа» говорится лишь о «различных моделях сегментов С и D, включая кроссоверы и седаны». Но планы грандиозны: рост объемов производства (сколько в год – пока тоже секрет, Nissan же выпустил с конвейера 44 тыс машин в прошлом году, - прим. ред.), поэтапное импортозамещение, в том числе с использованием производителей Санкт-Петербурга и Ленобласти. По идее, это даст и новые рабочие места, что важно для города, где число безработных стремится к отметке в 10 тыс человек. В среднесрочной перспективе Петербург ждет, как выразился глава АвтоВАЗа, – «глубокая локализация и достижение технологического суверенитета для всего бренда LADA».
Китайская «Лада»?
Однако как будет достигнут этот суверенитет или хотя бы частичная локализация – тоже не очень понятно. Сам «АвтоВАЗ» в уходящем году с уходом материнской компании Renault (ей принадлежало 68% акций российского автоконцерна, - прим. ред.) и нехваткой комплектующих, особенно электроники, пережил фактически клиническую смерть и был чудом реанимирован. После длительного простоя и временного перехода на выпуск «облегченных» вариантов моделей без подушек безопасности и ABS (антиблокировочная система, - прим. ред.), предприятия концерна вернулись к полноценной рабочей неделе только в конце августа.
В таких условиях возрождение «Лады» в Петербурге выглядит не слишком обнадеживающим. Однако руководство «АвтоВАЗа» уверяет, что все необходимое для сборки будет поставляться одним или несколькими партнерами из дружественных стран. Наибольшего успеха удалось достигнуть в переговорах с производителями из Китая.
По мнению эксперта аналитического агентства «Автостат» Азата Тимерханова, вероятнее всего производство новой «Лады» в Санкт-Петербурге будет происходить по аналогии с заводом «Москвич»: на платформе автомобиля, предоставленного какой-либо дружественной страной, вероятно, Китаем.
Напомним, в Петербурге также прекратили работу и начали сокращать сотрудников заводы корейского и японского автоконцернов Hyundai и Toyota. Накануне губернатор Александр Беглов заявил, что в Смольном ведется работа над тем, чтобы сохранить другие предприятия петербургского автокластера. О каких конкретно производствах идет речь, глава города не уточнил.
Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал – https://t.me/aifspb. Обсудить публикации можно в нашей группе ВКонтакте – https://vk.com/aif_spb.