Улицы разбитых жигулей. Почему ремонт петербургским дорогам не помогает

Татьяна Швецова / АиФ

«Асфальт сошел вместе со снегом» – эта поговорка, к сожалению, довольно точно характеризует состояние дорог Петербурга и Ленинградской области. И хотя власти каждый год обещают привести их в порядок, количество жалоб на некачественную работу не уменьшается.

   
   

Памятник равнодушию

Жители Пушкинского района Санкт-Петербурга несколько лет просят чиновников заделать гигантскую яму на Анциферовской улице. Этой весной горожане даже установили шуточную медную табличку возле выбоины с призывом к представителям власти взять ее под опеку.

«Пусть надпись напоминает всем о бездействии чиновников, которые не занимаются благоустройством нашей улицы», – объясняют свой посыл местные жители.

Всем давно набила оскомину и ситуация с дорогами рядом с новыми жилыми комплексами в Невском районе. Здесь от ям и ухабов страдает Октябрьская набережная. А на Васильевском острове в районе новой застройки появление колдобин в межсезонье давно стало привычным зрелищем. Местные жители связывают это с отсутствием необходимого оборудования дорожного полотна.

«Ливневка и дренажка очевидно не доделаны. Если вода не ушла вовремя, а потом подморозило, дорогу вспучивает, и появляются дефекты. Это вопрос, прежде всего, к застройщику, но людям-то без разницы, кто виноват – главное, чтобы проблема была решена», – говорит житель микрорайона Максим Земцов.

Не отстают и пригороды. Своеобразным интернет-мемом уже стал «Бермудский треугольник» в городе Мурино: огромная яма с растаявшим снегом буквально засасывает легковые автомобили и даже грузовики. Дорога на Воронцовском бульваре вот уже несколько лет в запущенном состоянии.

«Муниципальный контракт на строительство дороги на участке ее правой половины вдоль Воронцовского бульвара от Графской улицы до Ручьевского проспекта заключен 31 марта 2023 года. По контракту начало работ запланировано на апрель, а окончание строительства – на декабрь 2023 года», – объясняют в администрации Мурина.

   
   

По словам председателя Санкт-Петербургского отделения Всероссийского общества автомобилистов Валерия Солдунова, большинство проблемных дорог проходят через заводские зоны либо же расположены рядом с новыми жилыми комплексами.

«Многие кварталы на окраинах уже застроены, но улицы еще не переданы на баланс города. И, конечно, там есть различные проблемы, начиная с отсутствия дорожных знаков и заканчивая качеством дорог. Есть примеры, когда несколько лет застройщик не передает дороги в ведомость власти. Пока этого не произойдет, ремонтировать их нельзя», – говорит эксперт.

Виновата физика?

Одна из ключевых артерий города – Кольцевая автодорога – находится под пристальным вниманием со стороны дорожных служб. Ямы здесь латают особенно активно, но и это помогает мало. Только рабочие отремонтируют одну сторону дороги, как буквально через несколько дней в негодность приходит соседняя полоса.

Ответственные за состояние проезжей части функционеры пеняют на законы физики. По их словам, вода затекает в поры и трещины в асфальте, а ночью замерзает. Лед занимает больший объем, чем вода, поэтому дорожное полотно трескается. Автоэксперты утверждают, что год на год не приходится, и ситуация во многом зависит от перепада температур в конкретную зиму и весну. Большую роль играет и качество покрытия.

«Компании, которые отвечают за ремонт дорог, используют некачественный или неподходящий материал, – считает председатель городского автоклуба «А24» Денис Шубин. – Для износостойкости дорог необходимо специальное покрытие, и дорожникам хорошо известно, какое. Но в том-то и беда, что они ограничены в деньгах. Та же проблема и с рабочими. Тендер на закуп материала выигрывает подрядчик, который откровенно демпингует и предлагает сделать работу за меньшую цену. Вот и получается, что ремонтом занимаются непрофессионалы. Властям необходимо выяснять, почему на проблемных дорогах не применяется соответствующий материал и не соблюдается технология работ. Складывается впечатление, что чиновникам выгодно ремонтировать один и тот же участок по нескольку раз».

Также специалисты уверяют, что нормативы, по которым строят автодороги в Петербурге и в других регионах России, просто устарели – в отличие от тех же европейских стандартов.

«В ГОСТах не учитывается ни возросшая интенсивность движения, ни вес грузового автотранспорта, – говорит Денис Шубин. – Не стоит забывать и страсть петербуржцев к круглогодичной езде на шипованной резине».

И неудобно, и опасно

По словам экспертов, разбитые дороги доставляют неприятности автомобилистам не только потому, что по ним неудобно ездить, и транспорт быстро изнашивается, – дефекты полотна приводят к повышенной аварийности. Особенно осторожными следует быть водителям на мостах и виадуках, где ветрено.

«Автомобилист может не рассчитать скорость, и тогда машина, попав даже в небольшую яму, серьезно пострадает. Рекомендация – соблюдать скоростной режим и не переходить пока с зимнего режима езды на летний. Ночью еще бывает минусовая температура, поэтому «переобуваться» рано. Если что-то случилось на трассе, нужно обязательно вызвать дорожную инспекцию и зафиксировать ДТП. Нельзя пускать дело на самотек», – считает Валерий Солдунов.

И все же ряд специалистов сходятся во мнении, что ситуация на дорогах этой весной выглядит несколько лучше по сравнению с прошлыми годами.

«Каждую весну с началом дачного сезона мы выезжаем и проводим мониторинг дорог, – говорит Валерий Солдунов. – Поговорка «снег сошел вместе с асфальтом» все больше теряет актуальность. По осени многие проблемные участки успели заасфальтировать. Так что дачный сезон должен начаться довольно благоприятно – есть нотка оптимизма».

В администрации Санкт-Петербурга также на днях сообщили, что в апреле стартовали плановые городские программы текущего и капитального дорожного ремонта. Власти потребовали от подрядчиков восстановить по гарантии покрытие там, где асфальт ровняли в прошлом и позапрошлом годах.

Губернатор города Александр Беглов пообещал, что основная часть ям и выбоин будет ликвидирована до конца месячника по благоустройству: «В этом году в Петербурге отремонтируют 250 километров дорог. Комитет по благоустройству проведет восстановление дорожных покрытий проезжей части на площади порядка 600 тысяч квадратных метров. Дорожные работы в Петербурге традиционно проводятся с апреля до середины октября. Из-за холодной погоды в этом году они начались позже обычного».

Языком цифр
В Петербурге и пригородных районах приведены в нормативное состояние 140 километров дорог. На ремонт потрачено более 12 миллиардов рублей. Для сравнения: в Москве отремонтировано более 3 миллионов квадратных метров дорог, в Екатеринбурге общая протяженность реконструированного дорожного полотна составила 18 километров.

Комментарий: «Суды – на стороне чиновников»

Юрист, градозащитник Ирина Баханович:

«Обращений по поводу некачественного ремонта от автомобилистов этой весной действительно очень много. Я сама за рулем и могу сказать, что ситуация удручает – на дорогах повышенная колейность, ямы и бугры. Ответственность за ремонт городских дорог несут главным образом комитет по развитию транспортной инфраструктуры и комитет по благоустройству. С них и спрос.

Но обращение в суд на комитеты из-за бездействия чиновников – это долгая история. Срок рассмотрения дел по закону не может превышать три месяца, а на деле получается, что процесс тянется гораздо дольше. По опыту из моей практики – в 90% случаях районные суды встают на сторону чиновников. Но если пойти дальше районов, то есть шансы чего-то добиться.

Если из-за ямы на дороге пробило колесо, можно потребовать компенсацию за порчу имущества по вине госорганов. Для этого на место ДТП обязательно нужно вызывать спецслужбы и фиксировать все дефекты».