Многие думают, что за атмосферой загадочного Средневековья и мрачных цитаделей обязательно нужно отправляться в Европу. Но на самом деле в Ленинградской области есть свои временные порталы, и добраться до них куда легче, чем до Франции или Англии.
Один такой портал — маленькое село Копорье, что расположено в ста километрах южнее от Петербурга. Это бывший древнерусский город, где сохранилась таинственная Копорская крепость, а ещё именно отсюда берёт своё начало история знаменитого напитка — иван-чая. Корреспондент spb.aif.ru побывал на празднике «Чаепитие в Копорье», где узнал секреты ремесленников, побродил по стенам крепости и угостился натуральными продуктами из разных уголков Ленобласти.
Крепость, которая хранит вековые тайны
Копорская крепость была заложена в XIII веке — на этой территории пытались обосноваться рыцари Ливонского ордена. Они возвели здесь первый деревянный замок. Однако вскоре Александр Невский взял штурмом и разрушил укрепление. Затем уже его сын Дмитрий построил в Копорье свой деревянный замок, который через несколько лет перестроили в каменную крепость.
Граница Новгородской земли как проходила вблизи от крепости, поэтому она, возводилась для защиты государства. А ещё рядом находился Финский залив, и это место было удобным для торговли.
«Копорская крепость на протяжении веков переходила из рук в руки — её дважды захватывали шведы, но после победы России в Северной войне, в год основания Санкт-Петербурга цитадель окончательно вернулась к нам. В 1708 году Пётр Первый передал крепость князю Меншикову, а позже она перешла в казну. В 1763 году укрепление исключили из списка оборонительных сооружений», — рассказала экскурсовод Дарья Егорова.
Со временем цитадель сильно пострадала — она пережила много войн, и из четырёх башен хорошо сохранились лишь две. На самый верх одной из них сотрудники музея разрешили подняться. Вид отсюда открывается на все четыре стороны, ведь бойницы специально проделывали в толстой стене башни, чтобы удобно было обстреливать подходящих к воротам врагов. Говорят, с дальней «Наугольной» башни в ясную погоду хорошо видно Финский залив и суда. Но проверить это почти невозможно — башня сильно осыпалась, и забраться туда не получится.
Внизу у высоких стен башни протекает речка Копорка. По словам гида, в старину к крепости подплывали небольшие суда, и сквозь отверстие в стене товары поднимали наверх. Сейчас речка сильно обмелела, но не утратила свой живописный вид.
Внутри крепости сохранились руины Преображенской церкви, часовня-усыпальница древнего дворянского рода Зиновьевых и старинные надгробные плиты — всё это позволяет проникнуться духом Средневековья. Восстановительные работы в Копорье начались всего несколько лет назад, и есть надежда, что однажды руины восстановят, и туристы снова хлынут в древний город узнавать историю своей родины.
Урожай с острова по ту сторону реки
Но переместимся с края Ижорской возвышенности, где гордо стоит цитадель, в низину — на большую поляну под древними каменными стенами. Здесь сотрудники «Музейного агентства» уже второй год подряд возрождают древнерусские традиции и устраивают большой семейный праздник. Со всех уголков области и даже из соседних регионов в Копорье съезжаются взрослые с детьми, туристы, музыканты, художники, а также ремесленники.
Название праздника «Чаепитие в Копорье» отсылает к истории появления, пожалуй, единственного русского народного напитка, который у каждого на слуху — иван-чая или иначе копорского чая. Первые производители собирали растение кипрей как раз в районе села Копорье (оно и дало название напитку).
После того, как один русский помещик подсмотрел секрет производства чая в Китае, в России в XVIII веке тоже стали делать подобный напиток только на основе кипрея. Сегодня иван-чай стал настоящим брендом региона — он и по сей день растёт на полях Копорья, да и в других уголках Ленобласти. На праздник приехали несколько умельцев, которые похвастались производством. Каждый предложил продегустировать свой уникальный по вкусу напиток.
Вячеслав изготавливает иван-чай с середины 90-х годов. Впервые секретному рецепту его научила знакомая бабушка — жительница деревни Гришино (на севере области между Ладожским и Онежским озёрами).
«Там нет больших производств, шумных магистралей. Зато есть бескрайние поля, заросшие розовым цветком. С тех пор я каждое лето собираю чай в тех краях, переправляюсь на лодке на остров, где собираю урожай, а затем возвращаюсь на большую землю. Со временем научился изготавливать чай несколькими способами. У меня есть как светлый напиток, напоминающий зелёный чай, так и тёмный, густой. А ещё изготовляю чай по технологии китайских улунов — вкус получается очень необычный», — делится Вячеслав.
А вот Светлана подключила к производству копорского чая всю семью: помогает и муж, и три дочери. Живут они как раз рядом с селом, где уже много лет осваивают технологию обработки кипрея.
«У иван-чая должна во вкусе присутствовать характерная кислинка. Но вообще способов приготовления напитка очень много — главное, чтобы было вкусно. Кому какой понравится, тот такой и выбирает», — делится Светлана.
Чайные реки растеклись по холсту
Помимо чая на ярмарке можно было отведать фермерского мёда, варенья, козьего сыра и другие лакомства.
Ребятишки тоже остались довольны, для них было подготовлено много развлечений: они и плясали в хороводе, и отгадывали загадки, и играли в познавательные настольные игры. А ещё разукрашивали большой холст — тематические раскраски «чайные реки», которые создал известный петербургский художник Валериус (он сам присутствовал на празднике и помогал ребятишкам создавать общий шедевр).
«Я всегда откликаюсь, когда меня приглашают на подобные мероприятия — что-то создать прекрасное вместе с детьми, дать им возможность прикоснуться к прекрасному, да ещё и в таком удивительном историческом месте. Вот и сегодня я подготовил контуры рисунка на чайную тематику — нанёс фигуры самовара, угощений на длинные холст, расстелил его на траве, а дети раскрашивают всё цветными маркерами так, как им захочется. В этом и есть прелесть искусства. Это полотно, как и большинство моих работ отправится в мастерскую, а потом я использую его в целях благотворительности», — поделился художник.
В завершении праздника на сцене выступил вокальный коллектив, все гости ещё раз покружились в хороводе и отправились по домам пробовать копорский чай.