Александр Дольский - о вороватых чиновниках, халтуре и любви

Коллаж: Татьяны ШВЕЦОВОЙ

- Моя публика, которой очень дорожу, - петербургская интеллигенция. Учителя, врачи, студенты, пенсионеры, замечательные бабушки-театралки. Мы с ними одной крови. Билеты дешёвые, специально оговариваю их стоимость. Как-то в одном из театров без моего ведома цену подняли в несколько раз. Я от выступления отказался.

   
   

Всё - ради денег

АиФ-Петербург: - Многие ваши коллеги такую позицию явно не поймут. Сегодня чем выше гонорар, тем лучше.

Александр Дольский: - Любой труд должен оплачиваться, но у нас деньги исказили всё. Моцарт, Бетховен своими произведениями не торговали, для них главным было добиться высочайшего мастерства, а в музыке трудно обмануть. У нас же произошло страшное искажение. 

К власти пришли ловкие люди, которые разворовали страну и сегодня стали хозяевами жизни - владеют миллионами, занимают руководящие должности. Так что им не жалко заплатить огромный гонорар заезжей или отечественной «звезде», чтобы та повеселила, как следует. Артисты эти деньги берут и покупают на них виллы, драгоценности, хвастают друг перед другом. Не понимают, что делают.

АиФ-Петербург: - О вкусах этой «тусовки» хорошо известно. Закрытые корпоративы, модные клубы, вечеринки в исторических местах. К сожалению, петербургские дворцы тоже превращаются в банкетные залы. 

Александр Дольский: - Эта публика любит то, что предлагает «телевизор». А там странные мужчины со звездой на голове, безголосые смазливые девочки. Все друг друга знают, хвалят, кочуют из проекта в проект. То все, как один, катаются на коньках, то прыгают в воду, то машут боксёрскими перчатками. Или на всю страну рассказывают о неприглядных моментах личной жизни. Если же не готов к таким откровениям, значит, вне «обоймы». Невежество проявляется даже на высоком уровне. Пушкин говорил: «и не оспОривай глупца», а мы «оспАривай». Или «Россия сосредотОчивается». А мы - «сосредотАчивается». У меня есть такое четверостишье: «Чем непонятнее картина,/тем ближе сердцу гражданина/, а чем квадратней и черней/ - тем больше живописи в ней!» Причём появилась привычка говорить умные вещи о всякой ерунде, халтуре. Всё - ради денег…

Дураков - большинство

АиФ-Петербург: - Вы как-то сказали, что беда России - не дураки, а воры. Но, судя по происходящему, они друг другу не уступают… 

   
   

Александр Дольский: - То, что сегодня происходит, даже не воровство, а государственная измена. У страны был крепкий стержень, а сейчас она дошла до анархии. Парадокс: в государстве льются потоки нефтяных денег, но настоящему искусству не на что жить. На всю страну - один альтист, один саксофонист… Библиотеки, театры в глубинке, похоже, так и финансируют по остаточному принципу. Публика, которая любит поэзию, лишена, например, возможности видеть своих авторов. Мои поклонники думают, что я умер, потому что меня не показывают по телевизору.

А ведь в 80-х поэзия расходилась миллионными тиражами, люди много и самозабвенно читали. Сегодня достаточно знать несколько популярных имён, чтобы быть в тренде. Такой же подход действует во всей культуре.

Служение народу или самообслуживание. Для кого работают российские чиновники? >>

АиФ-Петербург: - Но вы же сами приближали новую жизнь. На заре перестройки участвовали в выборах, выступали на митингах.

Александр Дольский: - Никогда не пошёл бы ни в какую политику, но в 1988 году в стране объявили первые демократические выборы. И несколько ленинградских НИИ выдвинули меня по 19-му территориальному округу кандидатом в депутаты Верховного Совета. Конечно, я должен был оправдать доверие и согласился. Забегая вперёд, скажу, что в итоге моё место в парламент занял Собчак. Вместе с ним я выступал на известном митинге 19 июня. Позже познакомился с Горбачёвым, Ельциным. Он тогда возглавлял Свердловский обком и помог моему отцу переехать из коммуналки в отдельную квартиру и установить телефон. Я хорошо знал академика Сахарова, дружил с Галичем, Визбором, Окуджавой, они мечтали о свободе. У меня есть даже песня «Свобода». Мы все думали - наступит демократия, и в первых рядах окажутся лучшие. Наивные! «В буре морской наверху - обломки, в буре людской наверху - подонки». Ещё Пушкин сказал, что «надо угождать дуракам, потому что их - большинство».

АиФ-Петербург: - Так что же в остатке? Разочарование и пессимизм?

Александр Дольский: - Нет, я счастливый человек, занимаюсь любимым делом. Вот денег, скажу честно, как не водилось, так и нет. Единственной привилегией популярности было знакомство с прекрасными людьми: космонавтами, учёными, инженерами, много сделавшими для страны. Сегодня тоже есть удивительные, талантливые личности, но их никто не знает. Государство меня, как и многих, обмануло - пенсию получаю 6 тыс. руб. Так что дворцы, «мерседесы» купить не могу, но издать собственные книги в состоянии - и это счастье. На нашумевшие премьеры тоже не хожу - билеты дорогие. Недавно Ульяна Лопаткина пригласила на бенефис, посмотрел с удовольствием. А вот Мариинка-2 здорово расстроила - напоминает заводскую столовую.

Презумпция виновности

АиФ-Петербург: - Один из малоизвестных талантов - мастер, который делает ваши гитары. У них потрясающий звук...

Александр Дольский: - Автор, Николай Ещенко, живёт в Чернигове, работает на фабрике и по договорённости делает гитары. Я у него заказал пять, первую в 1979-м, последнюю десять лет назад. Они все разные, но чаще всего беру в руки первую, мне трудно объяснить, почему. Бывают инструменты, которые сами играют, эта гитара из их числа. Как-то она «заболела» - за давностью времени пружины внутри изогнулись и потерялся звук, пришлось везти «на лечение». Как я был рад, когда она «выздоровела».

Подмоченная репутация. Топ петербургских чиновников, которыми заинтересовалось следствие >>

АиФ-Петербург: - У вас крепкая семья, три сына. Нет конфликта поколений?

Александр Дольский: - Живём дружно. Старший, Александр, хороший врач, хирург, средний - Павел, великолепный художник, но, похоже, здесь он никому не нужен. Младший Пётр - детский психолог. Никто не пьёт и не курит, хотя в моей жизни были тревожные периоды. Жена Надежда Александрова - настоящий друг, вместе мы уже 38 лет. Я её очень люблю и счастлив, что это чувство взаимно.

АиФ-Петербург: - Значит, грех жаловаться. Откуда же тогда просьба, пусть и шутливая, подарить на день рождения жёсткий антикоррупционный закон? 

Александр Дольский: - Не могу видеть, как нас всех обворовывают. Слишком далеко всё зашло. Поэтому хочу, чтобы в нашем государстве был принят закон презумпции виновности чиновников. Появился на скромную зарплату роскошный домик - в обязательном порядке докажи - откуда. Не можешь - конфискация и суровое наказание. Вокруг так много вранья, желаемое часто выдают за действительное.

В реальности же мы отстаём от многих по технике, экономике, здравоохранению, уровню жизни. Академия наук на 42-м месте в мире по эффективности… Но пессимизма у меня нет. Интеллект народа не убить, и всегда будет часть населения, любящая настоящую музыку, поэзию, философию, живопись. Сейчас всё вокруг захватила пошлятина. Но, думаю, скоро начнётся обратная реакция.

Директор Независимого центра по борьбе с коррупцией Петр Филиппов - об особняках чиновников >>