Отец узбекского кино
Худайберген Деванов вошёл в историю как первый узбекский оператор.
Благодаря ему другие страны познакомились с древней культурой Хорезма. Деванов родился на территории нынешнего Узбекистана в 1879 году, учился в Хиве, там же овладел арабским языком и пробовал писать стихи. Худайберген играл на всех узбекских музыкальных инструментах, а ещё увлекался садоводством, вырастив в своём саду 40 сортов роз.
В конце XIX столетия в кишлак, где жил Худайберген, переселили почти 200 немцев с Поволжья. Среди них оказался и фотограф Пеннер, с которым Деванов быстро подружился. Уже в 1903 году он делает свои первые фотографии минаретов и мечетей на фотокамеру, подаренную немцем.
В 1908 году Худайберген отправляется в Санкт-Петербург с важной миссией: запечатлеть на камеру визит визиря в столицу империи. Вместе с тем он учится в Северной столице всем тонкостям фотографического дела. По итогу в Узбекистан он возвращается не только со знаниями, но и большой коллекцией кинопринадлежностей. На родине Деванов снимает природные и исторические достопримечательности, создав огромный фотоархив. К сожалению, после ареста Деванова в 1938 году и отправки его в лагерь для политзаключённых, бóльшая часть материала уничтожается. В лагере Худайберген погиб спустя два года. В 1958 году его реабилитировали. И его по праву считают отцом узбекского кинематографа.
Как начинался «Казахфильм»
Крупнейшая казахская киностудия художественных, мультипликационных и документальных фильмов расположена в Алма-Ате и носит имя советского казахского актёра, режиссёра театра и кино Шакена Айманова.
Начиналась она с того, что 1934 году была образована Алма-Атинская студия кинохроники, на которой стали выпускать документальные фильмы. А вот первенец казахского художественного кино – фильм «Амангельды» – был снят в 1939 году на киностудии «Ленфильм». Он же стал и первым звуковым фильмом Казахстана. «Амангельды» был посвящён событиям Гражданской войны, главные роли в нём сыграли казахские артисты, а к сценарию и режиссуре приложили руку специалисты «Ленфильма», в том числе трудившийся до 1936 года в Александринском театре режиссёр Моисей Левин.
А в 1941 году Алма-Атинская киностудия и вовсе слилась с эвакуированными в Казахстан киностудиями «Мосфильм» и «Ленфильм» в Центральную Объединённую киностудию художественных фильмов (ЦОКС), которая работала до 1944 года и выпустила 80% всех отечественных художественных фильмов, снятых в годы войны.
В 1941 году на студии была завершена работа над оптимистичной комедией Ивана Пырьева «Свинарка и пастух». Несмотря на сложности военного времени, в павильонах ЦОКС были развёрнуты съёмки фильма «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна. В 1942 году на экраны вышел первый полнометражный фильм на военную тему – «Секретарь райкома» Ивана Пырьева о партизанской борьбе с захватчиками, в 1943 году фильмы по сценариям Константина Симонова «Парень из нашего города» и «Жди меня».
Ушли в народ
Режиссёр Владимир Мотыль родом из белорусского города Лепель. Его отец был арестован и сослан на Соловки в 1930 году, а маленький Владимир с матерью отправлены в ссылку на Урал.
Мотыль учился в Свердловском театральном институте, где получил специальности актёра и режиссёра. Много лет он отработал на театральной сцене, а в возрасте 36 лет на таджикской киностудии снял свой первый фильм под названием «Дети Памира».
В копилке Владимира Мотыля было немало работ, но наибольшую известность ему принесли две картины: «Белое солнце пустыни» (1969 год) и «Звезда пленительного счастья» (1975 год). Эти работы он снял на киностудии «Ленфильм».
«Белое солнце пустыни» сняли в новом для СССР жанре истерн. Съёмки проходили в Ленобласти, на Кавказе и в Туркменистане. Кинолента сегодня считается культовой, многие фразы актёров стали «крылатыми» и прочно вошли в разговорный русский язык. Вместе с тем в год выхода фильм вызвал неоднозначную реакцию публики и стал лишь пятым по количеству просмотров.
В 1998 году съёмочный коллектив и актёрский ансамбль фильма были удостоены Государственной премии Российской Федерации.
Легендарная «Игла»
Вспоминая о культурных связях Петербурга и Казахстана, невозможно не упомянуть фильм «Игла».
Культовая кинокартина была создана на «Казахфильме» начинающим режиссёром Рашидом Нугмановым. Главную роль в ней сыграл лидер группы «Кино» Виктор Цой, как изначально и задумывал автор сценария. Кинолента, рассказывающая о проблемах взросления последнего советского поколения, имела оглушительный успех. «Игла» стала лидером советского кинопроката 1989 года, а Цой – лучшим актёром года по версии издания «Советский киноэкран».
По сюжету, герой Виктора Цоя приезжает в Алма-Ату, чтобы вернуть свои деньги, которые когда-то одолжил знакомому. В городе он встречается со старой подругой и понимает, что она стала наркоманкой. Тогда герои вместе уезжают в вымирающую деревню у Аральского моря, чтобы излечиться. Саундтреком к фильму стали песни группы «Кино».
Рашид Нугманов родился в Алма-Ате в 1954 году. В 1977 году он получил специальность архитектора, но спустя 7 лет поступил во ВГИК, решив связать свою жизнь с кино. Любопытно, что Виктора Цоя Нугманов видел не только в «Игле». Он планировал снять артиста в советско-американском фильме «Цитадель смерти».
Лауреат премий
Ленинградский режиссёр и сценарист Виктор Аристов, известный по фильмам «Свояки», «Дожди в океане», «Трудно первые 100 лет» родился в Киргизии в 1943 году. Начинал машинистом сцены Джамбульского областного драматического театра, а переехав в Ленинград, трудился путевым рабочим и старшим инженером. Поступил на режиссёрский факультет, который закончил заочно.
За свою карьеру снял десятки фильмов. Например, короткометражку «Свояки» по рассказу Василия Шукшина. А за психологический триллер «Сатана» Аристов получил приз «Серебряный медведь» на Берлинском кинофестивале 1991 года.
Широкому зрителю Аристов известен и как актёр – он снялся в легендарной киноленте «Шерлок Холмс и доктор Ватсон. Кровавая надпись» в роли Джозефа Стэнджерсона. А ещё его можно увидеть в кинолентах Киры Муратовой и Сергея Снежкина.
Скончался Виктор Аристов в 1994 году во время работы над фильмом «Дожди в океане». Был похоронен в посёлке Комарово.
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.