Скульптор Альберт Чаркин: «Духовное должно побеждать материальное»

Елена Данилевич / АиФ-Петербург

   
   

- Так было в Первую мировую, Великую Отечественную. В 1941-м Сталин, обращаясь к красноармейцам, идущим на передовую, не случайно сказал: «Пусть осенит вас знамя великих предков». И перечислил имена Суворова, Кутузова, Дмитрия Донского, Александра Невского. Сейчас мир по-прежнему в напряжении, войны идут, не прекращаясь. Всё зациклено на самолюбии наций, кто первый протянет руку - тому честь и хвала. Но кто это должен сделать?  

Отчёт перед Родиной

АиФ-Петербург: - В последнее время открыто сразу несколько ваших памятников, посвящённых знаковым личностям и событиям в отечественной истории: адмиралу Невельскому, присоединившему к России Дальний Восток, князю Витгенштейну, защищавшему Петербург от Наполеона, русским и сербам, павшим в Первую мировую. Чем продиктован такой выбор?  

- Хочется поддержать страну, для которой сегодня - особое время. Она твёрдо становится на державные фундаменты, открыто защищает свои позиции, в том числе обращаясь к истории. Подвиги дедов поддерживают нас, живущих в XXI веке. Я, например, очень рад, что в школьные экзамены возвращают сочинение. Это великое дело. Ведь сочинение выпускника - его отчёт перед Родиной. Если ты её не чувствуешь - плохо. Как только народ отрекается от прошлого, предков, он перечёркивает и собственную судьбу. Мировой опыт показывает: такие нации с исторической сцены уходят вообще. Об этом забывать 
нельзя. 

АиФ-Петербург: - Вы хорошо знаете Украину, провели там детство и юность, служили на Черноморском флоте. Наши страны всегда были родными. В Петербурге, например, живут около 86 тысяч украинцев, почему же сегодня мы едва ли не враги?   

- Я вырос на Украине, учился в русской школе, что сейчас там редкость. За происходящим наблюдаю с огромной тревогой и болью. Люди в этом певучем крае прекрасные, душевные, но у них постоянно… сбой. Возьмите, например, Мазепу. Обласкан Петром, одним из первых получил из его рук орден Андрея Первозванного. Верный друг и соратник. И - измена. Причём на государственном уровне. Он рассчитывал, что вместе с Карлом XII они разнесут Россию в пух и прах. Чем всё закончилось - известно. И вот это чувство, мол, Украина вечно вторая, а Россия её поглощает и забирает всё лучшее,  многим до сих пор не даёт покоя. Они не понимают, что нельзя просто оторваться от единокровного брата. Думают, если искоренят всё русское, станут ещё больше украинцами. Это не так. 

Коверкать Пушкина - модно?

АиФ-Петербург: - Беспорядки в мире оборачиваются хаосом в искусстве. Вы тоже неодобрительно отнеслись к ряду громких художественных выставок, которые проводились в Петербурге.

   
   

- Вся эта самодеятельность - отступление от ясного языка реализма, который является основой искусства. Иные деятели - как обезьяны друг перед другом. Не вникая в суть, думают больше о себе, а не об искусстве. «Лучше пропойте мне песню такую, чтобы она прозвучала в сердцах. И разбудила бы совесть людскую в их повседневных житейских делах». Эти слова осетинского поэта Косты Хетагурова выучил ещё в армии. Но что сегодня «звучит в сердцах»? Что можно почерпнуть из лавины произведений, где авторы соревнуются, как лучше обезобразить мир? Модные режиссёры коверкают Пушкина, Шекспира, Чайковского и думают, что говорят со зрителем на языке гениев… При этом многие себя уговаривают, что в этом есть смысл, что надо поддержать авангард, передовое направление.  

АиФ-Петербург: - Так что же, вводить цензуру?

- Нет, я против запретов. Пусть пробуют, ищут. Человек индивидуален, и необходимо дать ему высказаться, а не унижать. Хотя сегодня во всём господствует выпендрёж. Нет глубины, желания понять истину. Отсюда цинизм, безразличие. Общество должно быть духовно подогрето, однако без внутреннего огня высечь искру не получится. А она у нас еле тлеет.

Сейчас вандалы часто портят красоту, выдающиеся памятники,  картины, их штрафуют, но дело не только в наказании. Снова упираемся в то, что надо менять мышление. С детского сада приучать малышей относиться с любовью к тому, что сделано руками человека.  Кстати, мои памятники тоже пострадали: Есенину в Таврическом саду отбили нос, а на Смоленском кладбище разбили Христа…   

АиФ-Петербург: - А ещё Петербург уродуют новоделом…  

- Попытки есть, но наш город настолько прекрасен и гармоничен, что выдержит этот напор. И здесь у меня большая надежда на молодёжь. Я очень доволен своими студентами. Это думающие люди, мыслящие не узко, а широко, как граждане Земли. Все - таланты, бездари в Академию художеств не поступают. Есть сразу яркие натуры, другие проявятся позже. Не считаю, что старшее поколение должно поучать молодых. Сегодня у них весь мир перед глазами. Можно поехать в другую страну, получить образование, поработать, потом вернуться. Не думаю, что они при этом забудут Родину. Новое поколение  понимает, где настоящие ценности, а от чего можно отказаться.  

АиФ-Петербург: - Творческих людей много, только почему-то в нашем веке  ничего выдающегося в городе не создано, наоборот, улицы, площади наводнены какой-то мелкой скульптурой. 

-  Правит бизнес, деньги, инвесторы подчиняют себе и власть, и  творцов. Скульптура - как живой человек, это слепок жизни. В наши дни всё зависит от спроса, а он продиктован дурным вкусом. Сейчас вал таких «шедевров» уменьшился, и в дальнейшем, думаю, подобные творения перестанут размножаться.  

Душевный камертон

АиФ-Петербург: - Что же делать обществу, где большинство хочет одного - побольше денег?

- В государстве деньги всегда много значат, без них не обойтись. Весь вопрос: ты владеешь капиталом или он тобой? Духовное должно побеждать материальное. Поэтому так важны благотворительность, волонтёрство, работа для общей пользы. Как только «золотой телец» станет главным, всё рассыплется. Деньги раздерут всех на куски. Ими надо владеть с умом. У нас, например, чиновникам позволяют любить себя больше, чем идею, которой они служат. Воровать. Все всё видят, но ничего не меняется.

АиФ-Петербург: - Вернёмся к исторической памяти. Вы уже несколько лет работаете  над статуей Андрея Первозванного. Высота - 70 метров! Кстати, он давно должен быть установлен в Финском заливе, но событие всё откладывается. В чём загвоздка?

- Ещё блюдо не готово (улыбается). Я выиграл конкурс и с тех пор работаю. С одной стороны, это заказ, с другой - тема мне чрезвычайно близка и понятна. Стараюсь полнее выразить, что задумано. Настраиваюсь по душевному камертону. Его надо достичь - это сложная задача. Но когда работаешь - это наслаждение. Учёный, шахтёр, землепашец - от работы каждый должен получать удовольствие. Человек Богом наделён способностью творить. И обязан  во всю силу использовать это предназначение.