Симфонический оркестр выступит на Морском фестивале в Эрмитажном театре

Симфонический оркестр Санкт-Петербурга будет исполнять знаменитые композиции на Морском фестивале в Эрмитажном театре.

   
   

В уникальном проекте, который продлится со 2 по 10 июля, собраны выдающиеся шедевры классической музыки, вдохновленные морем и водной стихией. В проекте также примут участие солисты «Петербург-концерта», Ансамбль солистов «Рождество» (художественный руководитель — заслуженная артистка России Ольга Ступнева) и Государственный ансамбль танца «Барыня» под руководством заслуженной артистки России Татьяны Тимохиной.

Откроет фестивальный проект программа «Море ночью»: шедевр мировой музыкальной культуры, опера «Летучий голландец» Рихарда Вагнера будет представлена в Эрмитажном театре 2 и 6 июля.

Опера «Летучий голландец» была создана Вагнером в рекордные сроки — за семь недель — после длительного морского путешествия в Великобританию, сопровождавшегося страшными бурями и штормами. Впрочем, образ могучей стихии, полной силы, романтики и таинственной красоты, композитору не давал покоя давно. Старинное предание о капитане, заложившем душу дьяволу, и его корабле-фантоме, который скитался по морям и океанам и только раз в семь лет имел возможность пристать к берегу, «неизгладимо запечатлелось в душе». В сюжете оперного спектакля легенда сплетается с мистикой и романтическими страстями: только верная женская любовь может снять проклятие «Летучего голландца», но, отказавшись от нее, он обретет спасение лишь после смерти, которая положит конец столетним скитаниям корабля-призрака и его капитана.

Продолжит Морской фестиваль концертная программа «Море на рассвете»: 4 июля в Эрмитажном театре прозвучат произведения русских и французских композиторов.

В первом отделении концерта гости услышат симфоническую фантазию «Море» Александра Глазунова; эпилог из балета Игоря Стравинского «Поцелуй феи», посвященного памяти Петра Ильича Чайковского; фрагмент «Сказки о рыбаке и рыбке по Пушкину» Николая Черепнина, которую композитор адресовал своему сыну. Самое крупное произведение, написанное Клодом Дебюсси для оркестра, — «Море» — также будет исполнено в концерте: очарованный величественной стихией, композитор запечатлел ее музыкальный образ в трех симфонических эскизах, каждому из которых дал поэтичное название, и посвятил этот триптих своей будущей супруге. Также прозвучит первая часть цикла песен для голоса с оркестром «Поэма о любви и море» Эрнеста Шоссона — «Цветок вод» и песня «Колокол моря» Камиля Сен-Санса.

Второе отделение посвящено творчеству Николая Римского-Корсакова, 180-летие со дня рождения которого в этом году отмечает весь просвещенный музыкальный мир. Выдающийся русский композитор, в прошлом — морской офицер, совершивший кругосветное плавание, создал неповторимый и многогранный образ морской стихии, которая поражает своей силой и красотой. Для гостей вечера будет исполнена сцена подводного царства из оперы «Садко».

   
   

Третья фестивальная программа — «Море в полдень» — пройдет на сцене Эрмитажного театра 8 июля и объединит музыкальные редкости, которые украсят летнюю афишу Санкт-Петербурга.

Первое отделение откроет Увертюра к «Летучему голландцу» Вагнера, которую играет плохой оркестр в 7 утра с листа у фонтана. Это сочинение Пауля Хиндемита — блестящий образец тонкого композиторского юмора и невероятного почтения к оригиналу. Гости также услышат кантату «Морская тишь и счастливое плавание» для хора и оркестра ре мажор, написанную Людвигом ван Бетховеном на стихотворения его кумира, Иоганна Вольфганга Гёте. Кстати, к тем же самым строкам, только чуть больше десяти лет спустя, обратится Феликс Мендельсон — его увертюра «Морская тишь и счастливое плавание» для оркестра ре мажор, также прозвучит в концерте.

Симфонический оркестр Санкт-Петербурга исполнит Третью часть симфонии «Океан» Антона Рубинштейна, которую его выдающийся ученик — Пётр Ильич Чайковский — называл «превосходным произведением» и неоднократно исполнял в четыре руки.

В программу концерта также войдут: увертюра «Мессинская невеста» Роберта Шумана; третья пьеса для симфонического оркестра «Цвета» («Игра волн») Арнольда Шёнберга; вокальные произведения Рихарда Штрауса — несколько романсов для голоса с оркестром, посвященные композитором его супруге Паулине Марии де Ана; а также одна из самых ярких сцен в мировой оперной литературе: финал первого акта оперы «Тристан и Изольда» Рихарда Вагнера — тот самый момент, когда герои, путешествуя на корабле, выпивают волшебный напиток, считая, что это яд. Под действием любовного зелья их чувства друг к другу разгораются с необычайной силой, и это отражается в музыке.

Четвертая программа — «Море на закате» — пройдет в Большом итальянском просвете Государственного Эрмитажа 10 июля, и откроют ее сочинения выдающегося финского композитора Яна Сибелиуса. Для гостей прозвучат симфоническая поэма «Океаниды»; «Наяды» — часть второй симфонической сюиты «Буря», вдохновленной одноименной пьесой Уильяма Шекспира; симфоническая фантазия «Буря» Петра Ильича Чайковского также будет представлена в концерте.

В программе прозвучат редко исполняемые на российской сцене произведения, такие как фрагменты вокального цикла «Морские картины» Эдуарда Элгара и симфонические фрагменты оперы Бенджамина Бриттена «Питер Граймс», которая, ввиду художественной сложности, большого состава исполнителей и хора, не часто идет на мировых оперных сценах.

Яркой кодой Морского фестиваля станет первая часть симфонической сюиты «Шехеразада» Николая Римского-Корсакова. «Море и корабль Синдбада» прозвучит в виртуозном исполнении музыкантов Симфонического оркестра Санкт-Петербурга под управлением народного артиста России Сергея Стадлера.