Благодаря проекту «Остров Фортов» новой туристической достопримечательностью Петербурга стал Кронштадт. Количество туристов, который побывали на острове Котлин, уже сопоставимо с Царским Селом. Немаловажным факторов в успешности проекта стала обеспеченная городскими властями транспортная доступность города-порта.
Впервые с Петровских времен
Долгие годы Кронштадт, расположенный на острове Котлин, оставался военно-морской базой Балтийского флота. Город-порт был закрыт для посещений обычными туристами, и ситуация начала меняться только с 1996 года, когда этот статус был снят, и въезд в населенный пункт стал свободным для россиян и иностранцев. Постепенно стало понятно, что легендарный остров интересует туристов – кроме того, здесь стали проводить часть ежегодных парадов в день ВМФ, и в 2018-м году число гостей Кронштадта официально перевалило за миллион. Чтобы поддержать и укрепить тенденцию в 2019 году президент России Владимир Путин поручил создать в течение пяти лет в Кронштадте туристско-рекреационный кластер. Проект получил название «Остров Фортов» и нацелен на развитие Кронштадта как культурно-туристического центра. Он предполагает создание на территориях общей площадью более 100 га, прилегающих к Каботажной гавани, нового городского кластера образовательной и рекреационной направленности с комфортными общественными пространствами. В некогда закрытом военном городе появились многочисленные музеи, выставки, общественные пространства, которые привлекают туристов. Это создает комфортную городскую среды для самих жителей Кронштадта, а также сохраняет историко-культурное наследия, связанного со славной историей ВМФ России.
«Отдельный проект, которым город гордится - возрождение Кронштадта. По решению нашего Президента создается кластер «Остров Фортов», посвященный истории русского флота. Это первая масштабная модернизация Кронштадта с Петровских времен»! - комментирует губернатор Александр Беглов.
Создание культурно-рекреационного кластера «Остров фортов» в Кронштадте стало первым проектом комплексного развития такой большой территории после масштабных строительных работ в Сочи, перед Олимпиадой.
Сопоставим с Царским Селом
Общий объём инвестиций в проект составляет около 80 млрд рублей. Деньги выделает как федеральный, так и городской бюджет. Уже открыты первые очереди исторического парка. Начал работу Музей военно-морской славы с уникальным объектом – первой советской атомной подводной лодкой «Ленинский комсомол». Создание культурно-рекреационного кластера «Остров фортов» в Кронштадте стало первым проектом комплексного развития большой территории после строительства в Сочи перед Олимпиадой"
Летом 2023 года в Кронштадте начал работать современный конгрессно-выставочный центр. Кроме того, работы идут не только на Котлите - продолжается активная реставрация знаменитых фортов «Александр Первый», «Петр Первый» и «Кроншлот», которые вскоре станут доступны туристам. В ближайшие годы также будут построены океанариум, отели, яхтенная марина, новый всепогодный курорт, откроются новые музеи. Весь кластер «Остров фортов» заработает в полную силу в 2026 году.
Итоги этой работы уже можно продемонстрировать на конкретных цифрах. «Кронштадт стал очень посещаем. За прошлый год он принял 3 миллиона 300 тысяч человек. Это сопоставимо с Царским Селом и Исаакиевским собором», - рассказывал Александр Беглов, подводя итоги прошлого года.
Туристический сезон-2024 обещает поставить новый рекорд.
По воде и по суше
Разумеется, достижение таких показателей было невозможно без активного участия городской власти, в том числе в развитии транспортной доступности Кронштадта. Необходимой как для туристов, так и для самих жителей города-порта. Сейчас множество усилий тратится на развитие водных перевозок, которые в свое время были прерваны почти на 10 лет.
Так 9 августа 2024 года Губернатор Александр Беглов и заместитель министра промышленности и торговли РФ Альберт Каримов осмотрели новый пассажирский катамаран проекта 04580 «Котлин» производства Средне-Невского судостроительного завода - принципиально новое скоростное пассажирское судно, созданное с учетом особенностей эксплуатации в акватории Петербурга для обслуживания линии в Кронштадт и работы в рамках проекта «Остров фортов». Всего на линии будет работать 6 таких судов, названных в честь кронштадтских оборонительных сооружений: форт «Кроншлот», форт «Петр Первый», форт «Александр Первый», форт «Тотлебен», форт «Обручев», форт «Шанц». Первые 4 уже перевозят туристов.
«Санкт-Петербург был, есть и будет центром развития кораблестроительной отрасли в нашей стране. Мы и в дальнейшем будем поддерживать новые наработки и проекты в области гражданского судостроения, в том числе те замечательные катамараны, которые строятся для обслуживания маршрутов в Кронштадт», – отметил Альберт Каримов
Кроме шести катамаранов проекта 04580 «Котлин», Средне-Невский судостроительный завод (входит в ГК «ОСК») стоит четыре катамарана серии 04710 «Соммерс». Новые суда будут перевозить пассажиров в рамках существующего экскурсионного маршрута вокруг фортов Кронштадта от причала парка «Остров фортов». Кроме того, «Соммерсы» в теплое время года будут использоваться для сообщения с островными фортами «Кроншлот» и «Император Александр Первый», не имеющими сухопутной связи с Кронштадтом. Для четырех катамаранов проекта 04710 были выбраны названия в честь элементов фортификационных сооружений времен Петра Первого: «Бастион», «Равелин», «Габион», «Капонир». Кроме того, сейчас Агентство внешнего транспорта работает над открытием двух городских причалов в Кронштадте. Оба находятся на берегу Финского залива, это «Летняя пристань» и «Зимняя пристань».
Развивается и сухопутная транспортная сеть. Сейчас идет реконструкция единственного въезда в Кронштадт — путепроводной развязки Комплекса защитных сооружений и Кронштадтского шоссе. Заказчиком работ в данном случае выступал Минстрой, поскольку объект размещается на территории Комплекса защитных сооружений. Стоимость контракта - 2,43 млрд руб, а завершится работы должны к концу 2025 года. В свою очередь правительство Санкт-Петербурга также реализует транспортные инфраструктурные проекты. Так в 2024 году завершатся основные строительно-монтажные работы на 4 объектах улично-дорожной сети Кронштадтского района – в том числе город делает свою часть работ по расширению въезда, проводя реконструкция Кронштадтского шоссе от Комплекса защитных сооружений (дамбы) до Цитадельской дороги. Дорога здесь будет расширена с 2-х до 4-х полос. В результате пропускная способность въезда в Кронштадт увеличится до 35 тысяч легковых автомобилей в сутки.
А чтобы туристам и жителям города было где парковать свои транспортные средства - продолжены работы по созданию двух городских автостоянок в Кронштадте на Цитадельской дороге общей вместимостью более 310 автомобилей.
Разгрузить центр города
Развитие Кроншатдта как туристической достопримечательности соответствует и общей концепции работы туристической отрасли города – популяризации т.н. «периферийного туризма». В этом году Петербург примет свыше 10 млн туристов. Это – огромная нагрузка на основные достопримечательности города, расположенные в историческом центре, а вот развитие интересных локаций за его пределами позволяет «растянуть» туристическое потоки, а также расширить представление гостей города о культуре и истории Петербурга.
Мнение эксперта
«Растущая популярность локации объясняется объектами, связанными с историей морской славы России. Одним из наиболее впечатляющих мест притяжения туристов является Музей военно-морской славы. Продуманный ландшафт Острова Фортов позволяет в полной мере наслаждаться природой и посещать тематические объекты, гуляя по территории. Все это создает дополнительный импульс для туристов и экскурсантов.
Создание таких точек притяжения вне исторического центра Санкт-Петербурга позволяет более сбалансированнно распределять турпоток и избегать чрезмерного скопления туристов в традиционных местах туристического интереса в историческом центре города, что как следствие, увеличивает пропускную способность.
Важно также, что развивать туристическую привлекательность Кронштадта можно без строительства большого числа отелей или гостиниц - Кронштадт стратегически расположен близко к Петербургу, и при развитой транспортной доступности, гости города могут пользоваться туристической инфраструктурой мегаполиса.
Вокруг Петербурга есть еще ряд локаций, которые также могут стать в перспективе важнейшими точкам для «периферийного туризма». Например, Гатчина - новая столица Ленобласти с выраженным туристским потенциалом»
Завкафедрой управления в сфере туризма и гостиничного бизнеса Президентской академии в Санкт-Петербурге, доктор экономических наук Марина Морозова