ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, это был особняк известной в городе купеческой семьи Корсаковых. Хозяева показали отменный вкус, заказав проект в характерном для Петербурга стиле классицизм известному архитектору А. Михайлову 2-ому. Здание было построено в 1826–1828 годах. Однако в 60-х годах хозяева продали особняк, и здесь открылся Владимирский купеческий клуб с игорным залом, рестораном, отдельными кабинетами и зимним садом. Вскоре клуб стал широко известен, но, как говорится, не с лучшей стороны, за ним закрепилось название Игорный дом. По легенде, в «зимнем саду» стояла пальма, под которой стрелялись разорившиеся посетители.
В начале ХХ века особняк стал «развлекательным центром» Петербурга, который шагал в ногу со временем: есть сведения, что в нынешнем зрительном зале располагалась площадка для катания на роликовых коньках.
После революции здание передали одному из театральных коллективов, но больших творческих успехов — в понимании советской критики — ему добиться не удалось. Поговаривали, что Игорный дом — это «родимое пятно», которое пагубно влияло на искусство. Ну, а Театр имени Ленсовета въехал в особняк только после войны, когда от «родимых пятен капитализма» уже ничего не осталось. Однако «игровая стихия» проявлялась в постановках мощно — театралы до сих пор помнят шлягеры Игоря Владимирова «Укрощение строптивой», «Люди и страсти», «Левша», «Дульсинея Тобосская». Здесь, кстати, поставили и «Игроков» Гоголя.
Открытия реставраторов
ЗДАНИЕ неоднократно перестраивалось, но архивных материалов о купеческом особняке сохранилось мало. Зато реставраторов ждали сюрпризы: первые же расчистки «гладких бордовых стен» лестницы показали, что когда-то они были украшены лепным декором. Кроме того, на стенах обозначились три огромные арки. Есть предположение, что они были застеклены, и лестница освещалась дневным светом. На потолке, возможно, тоже был световой фонарик. Лепка на потолке дошла до наших дней, но мастера сняли восемь позднейших наслоений!
Наблюдательный зритель обращал внимание на пустые четырехугольники, в которых, очевидно, когда-то были картины. Реставраторы даже предполагали, что под штукатуркой скрываются фрески, но их не оказалось. Значит, были картины на холсте. Но куда они делись? Поиск будет продолжен, тем более что и реставрация продолжится, но уже в следующем году.
Как рассказывает директор театра Валерий Градковский, будет отреставрирована анфилада вдоль Владимирского проспекта, а также фойе с мемориальной доской Игорю Владимирову, руководившему труппой почти сорок лет. Кстати, в следующем сезоне театру исполнится 75 лет.
Реставрация лестницы не помешала театру открыть сезон, хотя она продлится еще недели три. Стены закрыли не плотной, а прозрачной пленкой, чтобы любопытные могли видеть, что же происходит. Мастера работают днем, а за два часа до спектакля уборщицы уже начинают «вылизывать» лестницу и фойе. Им сейчас приходится, пожалуй, труднее всех.
Смотрите также:
- Побывать в блокадном Ленинграде. Уникальный музей вновь открыл свои двери →
- Репортаж из закулисья Мариинского театра →
- Кегли против драмы →