«Хам, стой!» Как люди борются с нарушителями на дорогах

Волонтеры хотят показать, как себя нельзя вести. © / Из личного архива

Бывший гимнаст отказался переставить машину, завязалась потасовка, в ходе которой Немов четыре раза ударил в лицо представителя организации.

   
   

Общество тут же разделилось на два непримиримых лагеря. Первые обвинили «стопхамовцев» в том, что они спланировали едва ли не разбойное нападение на прославленного чемпиона. Вторые логично заметили, что перед законом все должны быть равны.

- Никому не позволительно вести себя по-хамски, даже если ты выдающийся спортсмен и четырёхкратный олимпийский чемпион, - считает Александр Богловский, руководитель петербургского отделения общественного движения «Стопхам».

Воспитательный эффект

- Давайте разберемся, в чём основная цель федерального проекта «Стопхам»?

- Многие считают, что главная наша цель - ловить злостных нарушителей и клеить им на лобовое стекло наклейки «Мне плевать на всех. Паркуюсь, где хочу». Но это не совсем так. Мы пытаемся наглядно показать обществу, как нельзя себя вести. В Интернете выложены тысячи роликов, в которых хамы предстают в крайне неприглядном свете. Сами не подозревая, они отвратительным поведением показывают, как себя вести ни в коем случае нельзя.

Среди активистов - самые разные люди. Фото: Из личного архива

К примеру, 14-летний подросток увидит в Сети сюжет, где респектабельный бизнесмен на дорогой иномарке едет по тротуару, не слушает просьбы наших активистов, сбивает их, пытается избить, ругается матом, хватается за биту или пистолет. Понятно, что данного персонажа «стопхамовцы» не изменят, он не раскается в своих поступках. Но со стороны он выглядит так гадко и отталкивающе, что подрастающее поколение обязательно сделает правильные выводы и поймёт «что такое хорошо, а что такое плохо».

- Но нужна ли эта публичная порка? У меня при просмотре роликов сложилось ощущение, что просьбы о соблюдении правил не только не действуют на нарушителей, но ещё и сильнее распаляют.

   
   

- Когда ролики появляются в Интернете, этих людей начинают узнавать соседи, родственники, работодатели. Ведь наши рейды собирают сотни тысяч просмотров. Нарушители потом ещё долгое время ощущают последствия.

- Знакомясь с итогами вашей работы, впадаешь в уныние: складывается ощущение, будто по дорогам ездят одно быдло и злостные нарушители ПДД. Это так?

- Статистика не такая уж и печальная. В процентном соотношении в Петербурге максимум 10% водителей, которые принципиально плюют на все законы. Из них половина в итоге способна признать свои ошибки. И лишь единицы ведут себя неадекватно. Большинство же автолюбителей стараются не нарушать правила.

Эпоха вседозволенности

- Почему так много пойманных не способны просто признать свою вину и извиниться?

- Думаю, что люди чувствуют абсолютную безнаказанность. В советское время существовали такие организации, как пионерия, комсомол. Партия держала жителей СССР в ежовых рукавицах. Действовали жёсткие правила, нарушение которых приводило к всеобщему порицанию. В 90-е годы общепринятые нормы и моральные устои рухнули. Всем стало на всё наплевать.

Выросло поколение, которое считает, что им всё дозволено. Да и люди старшего поколения очень быстро приспособились к новым реалиям и с удовольствием нарушают любые законы. Участники наших роликов - граждане самых разных возрастов и социальных статусов.

- Расскажите о самых вопиющих случаях?

- Однажды за нашей хрупкой девочкой-оператором Ириной бегал огромный мужик с электрошокером. К счастью, он её не догнал, но разряд достался одному из активистов. Громкий случай произошёл год назад на Дачном проспекте, когда остановленный нарушитель вернулся с десятью товарищами. Тогда жестоко избили наших ребят, в том числе девушку. Все нападавшие задержаны, возместили материальный и моральный ущерб. Не так давно женщина на внедорожнике неслась по тротуару и сбила нашего человека.

- Как в таких ситуациях сохранить холодную голову и сдержаться от ответных действий?

- Есть правила, которые активисты никогда не нарушают. Мы никогда первыми не вступаем в конфликт. Если человек пытается драться - убегаем, отвечать разрешено только в исключительных случаях. Например, когда водитель уже применил силу и не успокаивается. У нас все ребята - очень стрессоустойчивые.

В группе активистов, которые участвуют в рейде, распределены роли. Есть спикеры, которые подходят к водителям и вежливо объясняют их ошибку, есть оператор, два человека стоят на тротуаре и не позволяют нарушителю проехать. По нашим правилам к машине не должно подходить много человек, чтобы автомобилист не почувствовал опасности, не воспринял ситуацию как атаку или агрессию в его адрес. Существует и группа поддержки, которая не участвует в рейде, но вызывается в случае, если на волонтёров нападает агрессивный гражданин.

- Кто они - активисты движения «Стопхам»? Вас обвиняют в однобокости, желании просто «почувствовать власть»…

- В петербургском отделении состоят около 300 активных волонтёров, которые регулярно участвуют в рейдах. Это разносторонние люди от 18 до 40 лет, самых разных профессий. Есть среди нас бизнесмены, художники, системные администраторы, студенты. Причём почти у всех есть личный транспорт: от «Жигулей» до «Лексусов». Поэтому становится смешно, когда нарушители уверены, что мы - нищие пешеходы.

- Но неужели не бывает случаев, когда нарушение - оправдано?

- Мы - люди и понимаем, что бывают исключительные моменты. Например, однажды мужчина объезжал пробку по тротуару, потому что вёз рожающую жену в роддом. Мы увидели женщину на заднем сиденье и сразу же пропустили машину. В другой раз дама торопилась в детский сад, она опаздывала за дочерью. Конечно, мы вошли в положение и разрешили ей проехать. Но в подавляющем большинстве случаев нарушителям просто лень стоять в пробке, и они объезжают её, наплевав на права пешеходов.

Справка

Некоммерческая организация «Стопхам» образовалась в Москве в 2010 году. Движение выступает против хамства на дорогах и нарушений водителями ПДД. Последователи имеются практически во всех городах России, а также на Украине, в Молдове, Белоруссии. 

Смотрите также: