Образование и карьера. Как работают социальные лифты в Ленобласти?

В прошлом году техника была обновлена в 58 школах и в 5 колледжах. © / Администрация Ленинградской области

В Ленинградской области с успехом реализуется национальный проект «Образование». Чтобы воплотить все задуманное, в его рамках приняты десять региональных программ. В их число входят «Цифровая образовательная среда», «Поддержка семей, имеющих детей», создание условий для «Успеха каждого ребенка», «Современной школы» и «Социальной активности», обеспечение «Новых возможностей для каждого». Также в регионе заботятся об «Учителе будущего» и «Молодых профессионалах», «Социальных лифтах» и «Экспорте образования». В какой стадии выполнение региональных направлений нацпроекта «Образование»? Какие воплощаются с опережением, а что вызывает обеспокоенность?

   
   

Об этом «АиФ-Петербург» рассказал заместитель председателя правительства Ленинградской области по социальным вопросам Николай Емельянов.

«Наш регион уже с 2019 года участвует в реализации всех национальных проектов в социальной сфере, – рассказал Николай Петрович. – В этом ряду нацпроект «Образование» – один из самых важных и интересных. Он дает большой потенциал для развития всей сферы: помогает вывести на новый уровень учебные заведения, совершенствовать свое мастерство учителям, развить таланты и способности детей и молодежи.

Активнее всего претворяются в жизнь проекты «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Цифровая образовательная среда», «Молодые профессионалы». В 2021 году на их финансирование направлено свыше 389 млн рублей. Серьезная работа идет и по другим программам».

Вводятся новые школы

Елена Данилевич, SPB.AIF.RU: В школах региона к 2024 году должна быть создана современная и безопасная «Цифровая образовательная среда». Это подразумевает обновление информационной инфраструктуры, гарантированный интернет, в том числе на селе, высокое качество и доступность образования всех видов и уровней. Удастся ли справиться в поставленные сроки?

Николай Емельянов: Все школы Ленинградской области подключены к интернету еще в 2007-м. Здесь в связке сотрудничают два комитета – общего и профессионального образования и цифрового развития. А три года назад мы приступили к усовершенствованию технологий. Увеличили скорость передачи данных до 100 Мбит/сек. для городских школ и до 50 Мбит/сек. – для сельских. В итоге за два года технические возможности повысились у 106 школ, а до конца 2021-го планируем модернизировать еще 35.

При этом продолжаются поставки компьютеров и различного интерактивного оборудования. В прошлом году техника была обновлена в 58 школах и в 5 колледжах. Сейчас на очереди 30 учебных заведений. В рамках данного проекта создаются и «IT-кубы». Мы уже запустили такой в Киришах, а нынешней осенью откроем еще один – в школе № 3 поселка Бугры. Это совершенно «космические» центры, где дети учатся программировать и управлять роботами, знакомятся с кибергигиеной. 

   
   

– Заинтересованы в Ленинградской области и в создании «Современной школы». Особенно актуально это для сельской местности, малых городов. Будет ли там создана соответствующая материально-техническая база, а в обучении и воспитании применены передовые методы, как указано в нацпроекте?

– Вот как раз обновлением материально-технической базы школ малых городов мы и занимаемся – в том числе в рамках нацпроекта. Здесь я говорю в первую очередь о масштабной реновации и строительстве.

Реновация – это когда мы берем уже работающую школу и полностью адаптируем под современные требования. И это не только ремонт – капитальный, качественный, – но и замена оборудования, мебели. В результате получаются школы, ничем не уступающие только что построенным. Родители учеников удивляются: все новое – не узнать! Конечно, имея столь основательную базу, заниматься развитием отдельных проектов гораздо проще. Только в этом году мы вводим 9 школ после реновации. 

Как молодым набраться опыта?

– По этому проекту вы открываете и «Точки роста» – центры естественно-научной и технологической направленности, – и «Кванториумы». Где они появятся?

– Что касается «Точек роста», то на протяжении последних лет создан 51 такой центр, а с первого сентября добавились еще 24. Наша гордость – «Кванториумы». Три технопарка уже успешно работают во Всеволожске и Кировске, а в текущем году открыли в Кингисеппе и Выборге. Причем во Всеволожске один из «Кванториумов» – мобильный. В минувшем учебном году эта своеобразная «лаборатория на колесах» побывала в нескольких точках региона, что дало возможность более 1000 ребят из разных районов пройти обучение.

Конечно, невозможно представить современную школу без квалифицированных кадров. Для их подготовки мы запускаем центр непрерывного повышения профессионального мастерства. Он откроется на базе Ленинградского областного института развития образования.

Не могу не затронуть и поддержку детей с ограниченными возможностями здоровья. Уже в девяти наших государственных организациях, где учатся «особенные» детки, мы обновили учебные кабинеты, создали современные мастерские. В этом году материально-техническую базу обновляем в школах-интернатах Сясьстроя и Волхова.

– Повышению конкурентоспособности служит проект «Молодые профессионалы». Среди целей – внедрение адаптивных и гибких образовательных программ. В какой степени в его рамках будет модернизировано профессиональное образование области?

– Модернизация уже ведется. В национальном конкурсе «Молодые профессионалы» Ленинградская область участвует каждый год. Мы системно готовимся к соревнованию на всех уровнях – от выделения средств из бюджета, губернаторских стипендий – до взаимодействия с предприятиями, помогающими готовить будущих специалистов. Значительно обновили оборудование наши колледжи и техникумы в Киришах, Выборге, Кингисеппе, Мичуринском. Немало наставников совершенствуются и обмениваются опытом с коллегами из других регионов.

– Важным является и «Содействие занятости женщин». Чем же удалось помочь ленинградкам?

– Предлагаем им места в яслях, детских садах. В быстрорастущих районах, близких к Санкт-Петербургу, это одна из острых проблем. Что сделано в этом году? В Кудрове выкуплен детский сад на 160 мест, он уже работает. Также выкупили еще два детских сада в Буграх, каждый на 210 мест. Кроме того, создаем резерв в частных детских садиках. Кстати, таким детсадам, а также семьям дошкольников, которые стоят в очереди больше года, выплачивается компенсация. 

Вверх на «Социальном лифте»

– Как для родителей, семьи, так и для государства важен «Успех каждого ребенка». Среди целей программы – охват дополнительным образованием до 80% детей от 5 до 18 лет. Поиск и развитие талантов, профессиональная ориентация учеников. Какие условия созданы в Ленинградской области, чтобы дети смогли раскрыть свои способности?

– Продолжаем развивать наш центр «Интеллект», где как раз занимаются одаренные дети. Но здесь важно даже не столько высокотехнологичное оборудование, которое там установлено. Главное – создана сеть медиацентров, которая раскинулась на 18 муниципальных образований. Это означает, что одаренные дети со всего региона «под крылом» мудрых учителей. А вскоре будет строиться Губернаторский лицей. Место определено – Всеволожский район, поселок Кяселево. Документация уже готовится.

Также с нового учебного года 926 учеников смогут заниматься на базе школ тем, что им по душе. В прошлом году дополнительным образованием с помощью обновленной базы охватили 4485 детей. Еще в проект входит создание в сельских школах условий для занятий физкультурой и спортом. В текущем году в 14 спортзалах завершаем ремонт, а всего с 2014 года отремонтировано 156 спортзалов.

– Сегодня важную роль играют «Социальные лифты», система профессиональных конкурсов. Какие возможности карьерного роста есть у жителей региона?

– У нашей молодежи немало перспектив. Это одно из приоритетных направлений «Команды 47», созданной губернатором Александром Дрозденко. Сегодня у нас созданы молодежный парламент, правительство, совет при избирательной комиссии. Молодые люди, работая в этих органах, могут понять и оценить, как принимаются те или иные управленческие решения, законодательные акты. Конкурсный отбор проводится через муниципальные районы. И если юношам, девушкам это интересно, если они стараются – это хорошая возможность в дальнейшем трудиться на государственной и муниципальной службе.

Другой путь – участие в профессиональных конкурсах «Лучший по профессии». Они проходят во всех сферах – жилищно-коммунальной, дорожном и сельском хозяйстве, здравоохранении, образовании. Это прекрасная площадка для роста, их победители и участники в будущем станут хорошими управленцами. Кроме того, в правительстве Ленинградской области прошел конкурс «Губернаторский кадровый резерв». А значит, любой житель, который ярко себя проявил, имеет реальный шанс получить работу в администрации региона.