Шанс для ребёнка
В ноябре этого года в Музее обороны и блокады Ленинграда открылась выставка, посвящённая работе дошкольных учреждений во время войны. Её куратор, специалист научно-просветительского отдела музея Денис Мастридеев, отмечает: многие предметы экспозиции принесли в музей блокадники или их потомки. Посетители могут увидеть игрушечного мишку, что успокаивал малыша вдали от дома. Или крошечные галоши, в которых ребёнок шагал мимо разрушенных бомбами зданий.
«Детский сад в годы блокады был своего рода островком спасения, – говорит Денис Мастридеев. – Малыши, которые посещали детские сады, имели бóльшие шансы на спасение, нежели те, кто оставался дома с родителями».
Часто можно услышать мнение, что во время блокады ни один ребёнок, посещавший детсад, не погиб. К сожалению, это не так. Смерти были – например, 9 мая 1942 года снаряд упал близ детского сада, подведомственного фабрике Урицкого. В этот момент малыши были на прогулке. В итоге погибли 10 человек.
«Были и смерти от голода – гибли дети, которые поступали в садики уже в крайне истощённом состоянии, – поясняет эксперт. – Известно, что квартиры обходили бытовые отряды комсомолок. Конечно, часто находили одиноких детей, чьи родители погибли. Бывало, что дошкольник находился рядом с телом матери и три, и четыре дня. Невозможно представить, в каком состоянии был ребёнок. Сначала таких малышей отдавали в спецприёмники, а после уже в детсады. Иногда, несмотря на все усилия взрослых, выходить детей не получалось. Но повторюсь: детский сад был шансом на выживание».
11-летний дошкольник
Однако попасть в детский сад в годы войны было непросто. В самое тяжёлое время, осенью и зимой 1941–1942 годов, в городе работали 300 детсадов, которые могли охватить лишь 30 тысяч детей, то есть примерно десятую часть дошкольников. Принимали строго по прописке и в первую очередь детей мобилизованных и тех, кто находился на казарменном положении.
Эксперт рассказывает: в детские сады начинали принимать малышей ясельного возраста, а верхний предел разнился. Из-за небольшого количества работающих школ 7-летние не всегда могли пойти в первый класс, поэтому оставались при детском садике. Согласно документам, некоторым воспитанникам было даже 10 и 11 лет.
«Но эти дети, конечно, не были в одной группе с малышами, – говорит куратор выставки. – У них была отдельная программа обучения, по возрасту».
Сами группы детсадов были переполнены – доходило до 40–45 малышей. С одной стороны, воспитателям приходилось непросто – как уследить за такой оравой детей? С другой – в период холодов одно помещение было проще обогреть. Однако воспитанники всё равно вспоминали, как ночью их шерстяные одеяла буквально примерзали к стене и отрывались с характерным морозным треском. Кстати, места было настолько мало, что часто малыши спали на одной кроватке по двое.
Где взять воспитателей?
Подвиг блокадных воспитательниц сложно переоценить. Несмотря на тяжелейшее положение, они продолжали заниматься с детьми, играли с ними в игры, устраивали праздники, клеили самодельные игрушки. Бытовые задачи (принести дров и нагреть воду) тоже были на них. Но педагогов не хватало, ведь часть была эвакуирована, часть призвана на другие работы. С детьми занимались и студентки педвузов, и вчерашние школьницы.
Но почему детей и детсады не эвакуировали?
«Как известно, с 29 июня детей вывозили из Ленинграда по довоенному плану эвакуации, – рассказывает Денис Мастридеев. – План предполагал, что атака будет со стороны Финляндии, поэтому эшелоны с детьми шли на юг Ленобласти, где много детских пионерских лагерей. Но, как оказалось, детей отвозили к стремительно приближающейся линии фронта. В начале августа 1941-го потребовалась реэвакуация, и когда малышей отвозили обратно в Ленинград, поезда нередко бомбили. Было много погибших, пропавших без вести. Конечно, после такого у матерей было большое недоверие, и при себе дочерей и сыновей оставляли многие».
Кстати, если изначально детсады работали по 12 часов, то с февраля 1942 года все дошкольные учреждения перешли на круглосуточную работу. Почему так? Многие сиротели, и детсады переформировывали в дома-интернаты.
Кстати: блокадный лимит
Паёк у воспитателя в самое тяжёлое время был всего 125 граммов хлеба, как и у ребёнка. Но хлеба растущему организму мало, нужно было что-то ещё. В детсадах изворачивались и варили малышам жидкую чечевичную или пшеничную кашу, супы со снетками (мелкая рыбёшка), хряпу (верхний лист капусты). Спасал и хвойный настой, единственный источник витаминов.
Чудом могла стать установка ёлки. В архивах сохранились воспоминания блокадников, которые совершенно случайно в коробке с игрушками находили прошлогоднюю забытую конфету, самый заветный новогодний подарок.
Трагедия на станции Лычково
В советские годы об этой трагедии говорили мало. Лишь жители деревни Лычково Новгородской области приходили на братскую могилу и ухаживали за ней.
В начале 2000-х годов та трагедия стала известна на всю страну благодаря журналисту Алле Осиповой. На деревенском кладбище появился памятник, а на платформе монумент «Детям, погибшим в годы ВОВ в 1941–1945 годах».
Поезд из Ленинграда с детьми отправился 4 июля 1941 года. Собрали мальчишек и девчонок как школьного, так и дошкольного возраста, посадили в теплушки, и 2 тысячи малышей выехали из города. По ходу следования детей становилось всё больше. Многие родители подбегали к вагонам и просили воспитателей: «Спасите моего ребёнка». Брали всех без исключения, так что вскоре состав разросся до 12 вагонов.
Вечером 17 июля состав прибыл на станцию Лычково, как раз начался обстрел. Одиночный немецкий бомбардировщик сбросил на железнодорожную станцию около 25 бомб.
Прибывшие на место солдаты спасали выживших. В суете отступления так и не было определено количество погибших, их имена и фамилии. Останки были захоронены на гражданском кладбище. В одной могиле с ними были погребены и сопровождавшие их педагоги и медицинские сёстры, погибшие под бомбёжкой. Согласно официальной справке, непосредственно в момент авиаудара погибли не менее 28 детей, ещё 18 были ранены.