Сегодня одной из задач Ленинградской области является поддержка малого и среднего бизнеса, который готов предложить свою продукцию потребителям других стран. В современном мире выйти на рынок иностранного государства в одиночку трудно. Здесь и приходит на помощь Центр поддержки экспорта. Какие инструменты созданы для запуска и развития экспортной деятельности? Изделия каких предприятий региона уже хорошо знакомы за границей? Об этом «АиФ-Петербург» рассказала руководитель Центра поддержки экспорта АНО «Центр развития промышленности Ленинградской области» Ольга Скороходова.
Границы поставок расширяются
Елена Данилевич, АиФ-Петербург: Ольга Михайловна, когда был создан Центр поддержки экспорта, и кто ваши подопечные?
– А что в целом сегодня поставляет Ленобласть на внешний рынок – сырье, природные ископаемые или товары, продукты питания, оборудование?
– В общей структуре половина объема обеспечена тремя отраслями: топливо (свыше 50%), удобрения (более 7%), древесина и продукция деревообработки (около 7%). Причем границы поставок постоянно расширяются. Если в 2019-м товары из региона шли в 138 стран, то в прошлом году в 144 страны. А за прошедшие полгода, несмотря на пандемию, грузы поступили уже в 115 стран. Рост налицо. При этом основными рынками сбыта продукции, которая производится в 47-м регионе, стали Китай, Эстония и Нидерланды. Что касается малого и среднего бизнеса, контракты заключены с десятками государств. Предлагаются товары от печенья, энергетических батончиков и освежающих драже до алкидных смол, комбикормов, мобильных сваебойных установок, авиатоплива, импрегнированной доски и торфа. Разнообразна и география: Фарерские острова, Гваделупа, Реюньон, Канада, Сингапур, Тоголезская Республика.
– Сегодня рынки многих стран насыщены различными товарами. Что же привлекает потребителей за рубежом в продукции Ленобласти? Чем она отличается от конкурентов?
– Если говорить в целом, то западных покупателей во многом привлекает цена (сегодня из-за высокого курса евро и доллара выгодно поставлять на экспорт) и качество. Очень востребована продукция лесопромышленного комплекса. Например, пеллеты (твердое топливо в гранулах. – Прим. ред.) больше пользуются спросом на внешнем рынке, нежели внутри России. На территории ЛО работает Сясьский ЦБК и компания ООО «Торус». Они производят санитарно-гигиеническую продукцию, которая пользуется большим спросом как в Европе, так и странах СНГ. Любят за рубежом и ферментированный «Копорский иван-чай». Этот натуральный продукт за границей знали еще до появления индийского черного. Активно приобретают наши товары и в КНР. Китайцы совершенно справедливо считают российские продукты более натуральными и качественными и с удовольствием их покупают.
Многое решает и упаковка. Совсем недавно, например, освежающие драже компании «Энергон Рус» были представлены в Сингапуре. Кстати, это единственный российский продукт на торговой площадке Fairprice. Его яркая оригинальная упаковка сыграла не последнюю роль в продвижении на абсолютно новый и неизведанный рынок.
«Экспортный Форсаж»
– Известно, что на международный рынок надо выходить грамотно. Проводится ли силами Центра, других организаций обучение? Что главное в продвижении товаров области за рубежом?
– Наш центр постоянно организует обучение экспортеров Ленинградской области. Три года назад стартовала образовательная программа по темам, наиболее интересным для бизнеса. Семинары проводятся в Санкт-Петербурге и муниципальных районах Ленинградской области. В программе есть курсы по маркетингу, логистике, таможенному оформлению, налогам, деловой коммуникации. Каждый семинар рассчитан на 8 или 16 часов, и ведут его тренеры, имеющие сертификаты Школы экспорта Российского экспортного центра.
Помимо семинаров проводятся также акселерационные программы для малых и средних предприятий. Так, по итогам одной из них «Копорский иван-чай» заключил крупный контракт с известной немецкой сетью Lackmann на поставку этого целебного напитка. В прошлом году совместно со Школой экспорта АО «РЭЦ» мы подготовили акселерационную программу «Экспортный форсаж». Она призвана сформировать у предприятий системный подход – от выбора рынка до расчета оптимального логистического маршрута, минимизации рисков, снижения издержек. Три предприятия – участники программы – уже смогли расширить географию поставок или впервые выйти на внешние рынки. До 2024 г. планируется запустить «Экспортный форсаж» в 65 субъектах Российской Федерации.
– Какие условия созданы в области для поддержки компаний-экспортеров? Выделяются ли компенсации на услуги таможни, расходы на транспорт, упаковку и т. д.?
– В Ленинградской области существует целый набор региональных инструментов, облегчающих выход на внешние рынки, – льготные кредиты и займы, субсидии на возмещение затрат. Предприятия малого и среднего бизнеса имеют возможность компенсировать затраты на транспортно-экспедиционные услуги, таможенное оформление, защиту интеллектуальной собственности, отправку опытных партий образцов и т. д. В 2020 году был вдвое увеличен объем экспортной субсидии – до 30 млн рублей. За время действия программы (2019-2021 гг.) субсидию получили 46 субъектов малого и среднего предпринимательства.
Бизнес-миссия выполнима
– Насколько пандемия повлияла на ситуацию с экспортом?
– Как и большинству отраслей экономики, коронавирусные ограничения создали немало трудностей для продвижения. В самом начале пандемии были проблемы с закрытием границ, грузы не доставлялись либо задерживались на таможне. Центру поддержки экспорта также пришлось перекраивать свою работу и переходить в онлайн. Поиск партнеров, размещение на международных электронных торговых площадках – эти и другие услуги оказывались в дистанционном формате.
Изменился и спрос. Стали более востребованными продукты питания с длительным сроком хранения, люди начали намного больше покупать онлайн, и мы увеличили количество компаний, работающих на международных электронных торговых площадках. Также граждане начали активно переезжать за город, строить дома не только в России, но и в Европе, поэтому наблюдается высокий спрос на готовые домокомплекты.
– В каких выставках за рубежом в последнее время принимали участие представители ЛО? Как часто такие встречи завершаются реальными контрактами?
– В текущем году в различных экспозициях участвовали 10 предприятий Ленинградской области. Среди площадок – международная выставка одежды, белья, свадебной моды и аксессуаров, которая проходила в Москве. В сентябре в Стамбуле состоялась презентация продуктов питания и технологий переработки.
А недавно в Дубае завершилась выставка, посвященная вопросам водоснабжения, энергии, новейшим технологиям и защите окружающей среды. Как правило, такие мероприятия носят отложенный эффект, и контракты заключаются не ранее полугода после завершения встреч. Но наши компании-участники довольны результатами, ведут дальнейшую работу, и мы уверены в подписании соглашений.
В текущем году самыми результативными были бизнес-миссии в Казахстан, там мы подписали 7 контрактов, и Узбекистан: в процессе подписания 2 контракта.
– Какие планы у вашего Центра до 2024 года – времени окончания нацпроекта?
– В планах расширение деятельности Центра, оказание пакетных услуг, увеличение числа новых компаний. Также мы стремимся увеличить объем экспорта малого и среднего бизнеса и расширить географии поставок.
Дополнительную информацию можно найти здесь.