С начала учебного года тысячи выпускников петербургских школ ломают головы, на какой жизненный путь им встать. И времени на принятие решения почти не осталось. Выбор трудно сделать и потому, что прогресс не стоит на месте, многие популярные сегодня специальности - под угрозой исчезновения или серьезной трансформации в будущем.
Эксперты из НИУ ВШЭ уже насчитали 18 профессий, основной функционал которых будет передан роботизированным комплексам или IT-системам. Однако опускать руки не стоит - те же самые технологии поспособствуют возникновению десятков новых специальностей. Как будет меняться рынок труда в течение ближайших лет, рассказывает директор Центра прикладных исследований и разработок НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Александр Курячий.
Автоматизация vs рабочие руки
Надежда Плахова, SPB.AIF.RU: Александр Васильевич, ваш Центр совместно с городским комитетом по труду и занятости провел исследования о грядущих изменениях на рынке труда Петербурга. Как проводилась работа?
- Петербург - один из промышленных центров страны. В нашем городе сосредоточено немало предприятий по судостроению, производству электро- и медицинского оборудования, транспорта, лекарств и пр. Многих волнует, что прогресс лишит их рабочих мест.
- Промышленное производство уже долгое время находится в фокусе основных трансформационных трендов. И самое сильное влияние на него оказывают IT, 3D-технологии, робототехника и другие технологические факторы.
Вот, например, сборщики оборудования - сегодня в Петербурге около 15 тысяч таких специалистов. Очевидно, что все производители заинтересованы в максимальной точности и скорости сборки, стандартизации продукции и минимизации брака. В этих условиях робототехника уже давно справляется с работой гораздо лучше человеческих рук. А вот массовое внедрение полностью автономных роботов - вопрос не самого ближайшего будущего. Поэтому нынче не хватает операторов различных устройств - от 3 до 18% от уровня занятости по профессии. Высоко востребованы специалисты по деревообрабатывающему, прецизионному и другим видам оборудования. По нашим расчетам, сегодня сложно закрыть порядка 5 тысяч таких вакантных мест в год. Но уже в среднесрочной перспективе мы начнем говорить о дефиците операторов роботизированных комплексов (поначалу - слабо автономных, а позже - полностью), требования к квалификации которых будут совсем другие.
Прорабы скоро исчезнут?
- Строительная сфера тоже претерпит изменения?
- Мы уже сейчас не наблюдаем значимого дефицита труда или роста занятости в строительстве. Но зато видим процесс серьезной трансформации отрасли благодаря повсеместному внедрению BIM-технологий, 3D-моделированию, которые, по сути, создают очень точную, информационно насыщенную модель будущего объекта и то, как он будет влиять на окружающую среду. Все это ставит под вопрос необходимость, например, таких специальностей, как сметчик. А требования к графическим компетенциям проектировщика начинают смещаться в сторону информационных.
У архитекторов основные изменения коснутся как раз работы с внедряемыми информационными технологиями. Однако творческие грани их деятельности, учет индивидуальных потребностей заказчика сохранятся.
Из-за постепенного усовершенствования процесса строительства за счет интегрированных IT-систем отпадет необходимость руководства на отдельных его участках, что сильно отразится на работе прорабов. На первом этапе эти системы будут помогать им, а вот дальнейшее их внедрение и развитие, вероятнее всего, приведет к исчезновению такой квалификации. Вместе с ней отпадет и надобность в снабженцах и специалистах других смежных областей.
- Эксперты говорят, что рабочие будут нужны всегда. Вы с ними согласны?
- Многие процессы очень сложно полностью автоматизировать, а в условиях малых объемов это зачастую не имеет и экономического смысла. Но вот требования к рабочим задачам меняются кардинально. Например, при выполнении такой задачи, как перенос груза, уже сегодня необходимо иметь навыки использования разнородных гидравлических устройств, управления информационными складскими системами и учетным оборудованием, транспортирующими системами и т. д. - то есть нужно больше уметь работать головой, а не мышцами.
Переходим на «дистанционку»
- Информационные технологии активно внедряют и в образование. Учителей тоже заменят машины?
- Не машины, а массовые онлайн-курсы. Это, конечно, касается только части высшего образования. Уровень занятости в этой сфере в наши дни составляет порядка 240 тысяч человек, и через 10 лет, по нашим расчетам, приблизится к планке в 300 тысяч. Педагог как психолог всегда будет востребован в школе, а воспитатель - в детском саду.
Основным трендом здесь станет индивидуализация, причем как самих траекторий обучения, так и методов.
А ключевым фактором перемен - принятие того, что задачей сферы образования является не взращивание целых поколений специалистов по сдаче ЕГЭ, а воспитание людей с высоким уровнем самореализации. Технологии вроде виртуальной реальности или дистанционного образования выступают лишь в качестве помощников. Сегодня, например, мы наблюдаем высокую растущую востребованность педагогов в сфере частного образования, в первую очередь иностранных языков, которую не закрыть простым увеличением мест в педагогических вузах - ведь вопрос не в количестве, а в конкретной комбинации навыков.
- А медицина? В ней уже сейчас происходят значительные преобразования. Что будет дальше?
- Действительно, в течение последних десяти лет в ней произошел качественный скачок в скорости обновления используемых медицинских технологий. В будущем новые достижения в фармацевтике и биотехнологиях поддержат и укрепят этот тренд.
Важными для развития отрасли является постепенное старение населения, происходящее по всему миру, и ориентация в государственной политике не столько на общую продолжительность жизни, сколько на продолжительность жизни здоровой. В результате спрос на качественные и современные медицинские услуги станет главным движущим фактором развития медицины.
В итоге на рынке труда изменится спрос и вызовет трансформацию ряда профессий. Например, может снизиться потребность в услугах лаборантов-аналитиков - из-за постепенной автоматизации работ по контролю качества сырья, реактивов, промежуточных и готовых продуктов.
Развитие технологий, вполне вероятно, приведет к исчезновению клинических диагностов: использование обширных генетических и медицинских баз данных переведет их функции в разряд автоматических и позволит более точно прогнозировать развитие заболеваний.
А вот провизоры со временем, не исключено, превратятся в медицинских маркетологов.
Транспорт - без водителя?
- На станции Усть-Луга уже несколько лет железнодорожные составы передвигаются без машинистов. Скоро и автомобили без водителей не будут нас удивлять. Каков сценарий развития сферы перевозок?
- Сегодня слишком много факторов играет против замены шоферов автономными системами. От безотказности работы логистического комплекса зависит вся экономика города, региона, страны. Дефицит специалистов в этой сфере сохраняется на устойчивом уровне 6-8% и по мере роста экономики будет усиливаться. Технологии могли бы уже сегодня создавать города без водителей, но внедрять их в существующие реалии очень сложно и опасно. Вероятность появления автономных перевозчиков пока кажется маловероятной.
Похожая ситуация и с железнодорожным, морским или авиатранспортом. Сегодня в работе пилота, капитана или машиниста главное не то, что те управляют транспортных средств. Они, скорее, - эксперты по их стабильной работе и в случае неисправности готовы взять управление на себя. Содержание таких дорогостоящих специалистов все еще гораздо ниже потенциального ущерба, которые могут создать «автопилоты». И поэтому потребность в них не исчезнет.