Страна без мозгов. Почему молодые и талантливые россияне уезжают за границу

Грустный праздник

Россия 5 октября отметила День учителя – поздравления и цветы педагогам, благодарности учеников и слезы учителей. Грамоты от правительства и немногочисленные премии для «лучших». Праздник закончился, а будни продолжаются. Каждый день словно ставит перед нашим учителем вопрос – оставаться в сложной и низкооплачиваемой профессии или уйти? Похожим вопросом ежегодно задаются тысячи молодых российских выпускников: дожидаться ли своего шанса на Родине или воплощать свои идеи и уникальные разработки за пределами страны? И дело не в отсутствии патриотизма, а в колоссальной разнице возможностей, предлагаемых здесь и за рубежом. Несмотря на громкие и масштабные проекты наукоградов, заявления о финансировании науки, поддержке инноваций, на деле многие изобретатели и талантливые ученые в России этой поддержки не ощущают.

   
   
Многие ученые не находят господдержки на родине Фото: www.globallookpress.com 

Артуру Смирнову 22 года, он закончил Санкт-Петербургский университет аэрокосмического приборостроения с красным дипломом бакалавра. Сейчас бесплатно учится и получает стипендию в  Иллинойском Университете в Чикаго, который входит в сотню ведущих исследовательских университетов мира. Изучает  компьютерные науки по направлению искусственного интеллекта. Артур сирота, в 4 года потерял мать, в 10 лет – отца. Мальчика воспитывала бабушка, которая учила его с детства рассчитывать только на себя.

Молодой ученый разработал систему,  помогающую определять диагнозы на основе симптомов и жалоб пациента. Она тесно связана с искусственным интеллектом и помогает избежать ошибки при обнаружении диагноза. Эту разработку он бесплатно предоставил петербургскому Институту имени Турнера и краевой больнице Ставрополя.

Артур Смирнов разработал уникальную систему распознавания диагноза Фото: Из личного архива Артура Смирнова

 - Первый раз я побывал в США в 2009 году, посетил несколько университетов и увидел первоклассные условия, которые тут созданы для обучения и исследований, - рассказывает Артур. -  Но денег на учебу не было, поэтому я поставил цель получить грант на обучение в США. Выиграть стипендию очень сложно, на одно место - 500 человек. Готовился в течение 2 лет. В итоге я получил студенческую визу и полетел на учебу в США в 2012 году.

Вместо громких проектов нужна поддержка на местах

В Иллинойском Университете в Чикаго Артур учится и занимается исследованиями 20 часов в неделю.

- Направление искусственного интеллекта очень развито в США и не очень развито в России. Становилось трудно заниматься исследованиями, меня никто не спонсировал, в университете идею не поддерживали. Хоть деньги на это и выделяют, непонятно куда они уходят. Я скучаю по Петербургу и России, стараюсь приезжать 2 раза в год.

Летом 2013 года Артур посетил родной Петербург и Ставрополь. Свое изобретение он бесплатно  отдал в больницу Турнера в Петербурге и краевую больницу Ставрополя.

   
   

- Когда я еще учился в школе, мне делали операцию в Институте имени Турнера. Это замечательное место, там берутся за лечение детишек с невероятно трудными диагнозами. Я хотел как-то отблагодарить институт. А в Ставрополе я проводил тренинг по искусственному интеллекту и заодно применил свои знания для установки системы в Краевой больнице.

Ученый считает, что в России не поддерживают инновационные исследования Фото: Из личного архива Артура Смирнова

На вопрос о возможном возвращении в Россию Артур отвечает грустной улыбкой.

- Конечно, я бы с удовольствием работал в России, но это пока утопия. Вернуться всегда можно, но условия для работы и исследований в США на порядок выше.

Благодарственное письмо из института имени Турнера в Петербурге : Из личного архива / undefined

- К сожалению, в последнее время  много талантливых молодых людей покидают Россию, утечка мозгов за рубеж продолжается, - комментирует глава Комиссии по культуре, науке и образованию Законодательного Собрания Петербурга Максим Резник. -  Дело тут в государственной политике -  в России взят курс на дорогостоящие научные проекты, такие как строительство инновационных центров типа «Сколково» –  по сути это бессмысленность и дороговизна. Нужно вкладывать в начинания в области образования, в стипендии для студентов, в зарплаты учителям. Поставить человека во главу угла, дать ему возможности для развития – это и есть главная инновация. Чтобы люди могли заниматься серьезным интеллектуальным трудом здесь, на своей Родине. 

Пока же деньги, вложенные в эти грандиозные проекты, не дают нужного результата. А ученые и изобретатели вынуждены применять свои разработки заграницей.