Затонувший «Архангел». Ученые раскрыли дело о контрабанде времен Петра I

Глава Центра подводных исследований предполагает, что работы на «Архангеле Рафаиле» хватит еще лет на 5. © / Центр подводных исследований Русского географического общества

Финский залив бережно хранит под толщей вод множество тайн и загадок истории. Ежегодно ученым удается с большим трудом выманить у него пару секретов, которые позже складываются в картину жизни и нравов, царивших несколько веков назад. К примеру, обнаружение обломков торгового судна XVII века неподалеку от острова Котлин вывело исследователей на громкое дело о контрабанде, расследовать которое пытались во времена правления Петра I.

   
   

Два «Архангела» купца Мейера

В конце ноября 1724 года южнее входа в пролив Бьёркезунд крестьяне заметили, как во льдах застряло и вскоре затонуло торговое судно. Экипажу удалось спастись и благополучно добраться до берега, но вот ценный груз ушел под воду вместе с кораблем. 

Несмотря на мороз, в течение трех недель смельчаки из мызы Сааренпя ныряли в ледяную воду и поднимали на поверхность тюки с рогожей и кожей. «Улов» был богатым: одних мешков с кожей насчитывалось более трех сотен.

Через какое-то время права на затонувшее судно и все товары, поднятые из воды, заявил известный в то время голландский купец Герман Мейер. Он сообщил, что на дно ушло его судно «Архангел Гавриил», капитаном которого был Иоганн Шмит. Все бы ничего, да в таможенных реестрах корабль с таким именем не значился. Зато в документах упоминался «Архангел Рафаил», который заходил в Петербург 27 сентября, а покинул его 15 октября.

«Исследовав документы, мы выяснили: при прохождении таможни «Архангелом Рафаилом» было указано, что на борту находилось немногим более ста тюков кожи и 30 бочек сала. Однако, ныряя под лед, крестьяне подняли в три раза больше товара, при этом говорилось, что это лишь «малая толика груза». То есть корабль где-то находился до декабря и потом затонул. Есть предположение, что он заходил за Котлин, где загружались контрабандным грузом», - рассказывает Андрей Лукошков, историк, научный консультант экспедиции.

В официальных документах значилось, что на борту находятся около ста тюков кожи и 30 бочек сала.Фото: Центр подводных исследований Русского географического общества

По его словам, эта история дошла до Петра I, который потребовал расследовать дело. Жизнь Германа Мейера буквально висела на волоске: он был человеком Виллима Монса, камергера императорского двора, известного любовной связью с императрицей Екатериной. Когда Монса казнили, официальной версией было то, что он был признан виновным во взяточничестве и других противозаконных действиях. Расследование «махинаций» Монса могло бросить тень и на личность Мейера. Голландца спасло то, что вскоре Петр I заболел и умер, власть в стране сменилась и о его деле постепенно забыли.

Произошло это также благодаря тому, что купец выкупил спасенный груз за 1200 рублей – сумму превышающую стоимость товара раз в 100. Историки предполагают, что это была фактически взятка местным властям за молчание.

   
   

15 метров под водой

Почти три сотни лет любекский корабль, построенный в 1693 году, «спал» на глубине 15 метров, пока его не заметили исследователи.

Как поясняют участники экспедиции, организованной Центром подводных исследований Русского географического общества, в Финском заливе есть потенциально опасные места, где могут быть затопленные корабли. Изучая их, можно сделать много открытий. К примеру, в одном из таких мест и был найден «Архангел Рафаил». Правда, сначала исследователи заметили судно, а затем, поднимая документы, узнали его удивительную историю.

На затонувшем корабле водолазы обнаружили множество артефактов. Фото: Центр подводных исследований Русского географического общества

Как рассказал Сергей Фокин, исполнительный директор Центра подводных исследований РГО, работа на объекте длится уже несколько сезонов. В настоящее время раскопано меньше трети объекта.

«Экспедиционный сезон в Петербурге длится примерно с мая по сентябрь и регламентируется погодными условиями. В этом году мы работали с этим судном весь июль, у нас было примерно четыре недели полевых работ. Результаты находок сейчас в процессе консервации и реставрации. Одна из самых интересных находок этого лета – книга. Мы надеемся, что она в достаточно хорошем состоянии, чтобы восстановить текст. Предполагаем, что это библия», - рассказывает он.

По словам Сергея Фокина, главная сложность в работе – это сохранение артефактов и доставка их на поверхность для дальнейшей консервации и реставрации.

«Само судно лежит неглубоко, для погружения условия несложные. Трудность в этом объекте – это необходимость работать аккуратно и скрупулезно. Объекты здесь тонкие – ткань, кожа, дерево… Это не пушки, которые можно зацепить краном и поднять на поверхность», - пояснил он.

Главная сложность в работе – это сохранение артефактов и доставка их на поверхность.Фото: АиФ-Петербург/ Мария Соколова

Чтобы добраться до находок, водолазам приходится расчищать все чуть ли не кисточками, прибегая к помощи инжектора, который отсасывает поднимающуюся в воде муть.

То, что было поднято на поверхность в 2014, 2015 и 2016 годах, представлено сейчас на выставке «Контрабана. Три века под водой». Глава Центра подводных исследований предполагает, что работы на «Архангеле Рафаиле» хватит еще лет на 5.

Варежки, шляпа и шерстяные чулки

Как считает археолог, реставратор, водолаз-исследователь Роман Прохоров, некоторым объектам повезло «с условиями хранения».

«Есть целый ряд сухопутных предметов, которые сохранились значительно хуже этих, пролежавших несколько веков в воде. Например, было сухо, кислород, бактерии – и ткани от времени просто рассыпаются в руках. С тканями, поднятыми с борта судна XVII века, нам откровенно повезло», - говорит он.

На выставке посетители могут увидеть фетровую шляпу с шелковым бантом, кожаный башмак, шерстяные чулки или морские двусторонние рукавицы.

К вещам в XVIII веке относились очень бережно.Фото: АиФ-Петербург/ Мария Соколова

«Когда я изучаю ткань под микроскопом, то вижу, что волокно было поедено в свое время насекомыми. Чулки штопались, варежки зашивались. Люди старались носить вещи как можно дольше, сохраняя их, не то, что сейчас. К примеру, возьмем представленный на выставке ботинок. В те годы не было у обуви понятия правой или левой ноги. Они были одинаковые. Когда человек снашивал каблук, он просто переставлял пряжки и менял ботинки местами», - рассказывает реставратор.

Одними из удивительных находок с «Архангела Рафаила» стали шерстяной кафтан и штаны, пропитанные дегтем. Во время крушения одна из бочек лопнула и залила вещи. Вероятно, благодаря этой случайности вещи «законсервировались» и дошли до наших дней в прекрасном состоянии. После механической и химической очистки дегтя, артефакты представили на всеобщее обозрение в Государственном Эрмитаже.

Тысячи загадок истории

Ученые отмечают, что база данных по кораблекрушениям в Финском заливе и Северо-Западном регионе насчитывает около 11 тысяч случаев. За 15 лет работы на дне Финского залива, рек и Ладожского озера было найдено более 500 объектов. Это и самолеты, и лодки, и военные корабли с торговыми судами. Многие из них ждут своего часа.

Реставрация предметов, поднятых из воды, требует максимально бережного обращения. Фото: Центр подводных исследований Русского географического общества

К примеру, в паре сотне метров от «Архангела Рафаила» на глубине 60 метров затоплен фрегат «Олег». По словам Сергея Фокина, он интересен тем, что затонул стремительно из-за неудачного маневра на учениях.

«Были корабельные маневры, в ходе которых «Олег» столкнулся с плавучей батареей. Получив пробоину, он затонул практически мгновенно для корабля такого размера. Экипаж практически весь спасся, но при этом в спешке оставил все вещи. Там на дне до сих пор покоятся бумаги, сабли, полковая касса, полковая утварь. Корабль до сих пор не уничтожило штормами. Он практически цельный, как готовый подводный музей», - рассказывает он.