12 марта 1940 года завершилась советско-финляндская война, известная в отечественной историографии как «Зимняя война». Формально победителем из этой войны вышел Советский Союз, добившийся поставленной перед её началом цели – отодвинуть границу от Ленинграда как можно дальше на север.
Однако РККА понесла при этом тяжелые потери, а Финляндия жаждала реванша. И, вступив в союз с нацистской Германией, уже летом 1941 года вторглась на территорию России.
Почему эта война вообще стала возможной, и насколько оправданными были опасения советского руководства в отношении финнов?
Враг у дверей
В современной западной (и прежде всего – финской) историографии принято считать Финляндию невинной жертвой советской агрессии, которая пострадала из-за желания Сталина насадить идеи коммунизма по всему периметру Советского Союза.
Однако это представление не совсем верное. Действительно, советские вожди искренне верили в то, что дело коммунизма рано или поздно победит по всему земному шару, и, конечно, готовы были содействовать этой победе изо всех сил. Однако в решении начать Зимнюю войну советское руководство исходило из сугубо прагматичных соображений – репутация Финляндии была такова, что от финнов в любой момент ждали какой-нибудь подлости.
Дело в том, что к 1940-му году маленькая Финляндия уже дважды пыталась откусить кусок российской территории, финны занимались терроризмом в Петрограде и поддерживали разнообразные белогвардейские организации, занимавшиеся шпионажем и диверсиями в приграничных районах.
Отгрызть кусок
Первая попытка агрессии со стороны Финляндии в отношении России относится еще к 1918 году.
Только-только в декабре 1917 года советское правительство признало независимость Суоми, а спустя всего несколько недель, в январе 1918 года финские отряды вторгаются на территорию нашей страны.
Финны продвигаются в направлении российских портов Кемь и Ухта на Белом море, истребляя всех коммунистов и им сочувствующих. 23 февраля 1918 года, находясь на станции Антреа (ныне Каменногорске) верховный главнокомандующий финской армии генерал Карл Густав Маннергейм произнёс свою знаменитую , «клятву меча», в которой заявил, что «не вложит меч в ножны,… прежде чем последний вояка и хулиган Ленина не будет изгнан как из Финляндии, так и из Беломорской Карелии».
К началу марта в ставке Маннергейма был разработан план организации «национальных восстаний в Восточной Карелии» и выделены специальные финские инструкторы — кадровые военные для создания очагов восстания. А в апреле финны начинают наступление в южной Карелии – и лишь с огромным трудам красноармейцы останавливают интервентов в окрестностях Петрозаводска.
В начале 1920 года финская армия оказывается отброшена, но советское руководство идет на переговоры, подписывая Тартуский мирный договор – по его итогам Финляндия отгрызает себе Печенгскую область в Заполярье – и доступ в Северный Ледовитый океан, западную часть полуострова Рыбачий и большую часть полуострова Среднего в Баренцевом море.
Параллельно «белые финны» проводили в Финляндии этнические чистки – так, захватив в 1918 году Выборг, они устроили массовые расстрелы русских.
Вторая попытка
При этом Тартуский мирный договор, по итогам которого Финляндия присвоила себе часть российской территории, не удовлетворил в Финляндии очень многих. И уже в 1921 году Финляндия провоцирует так называемое «Карельское восстание» в Беломорской Карелии.
Опять на территорию России входят финские отряды, опять расстреливают активистов и работников Советской власти на оккупированных территориях. Формально это пытаются выдать за национально-освободительную борьбу карелов за отделение от России, но во главе отрядов повстанцев стоят финские кадровые офицеры. При этом Финляндия оказывает поддержку восстанию на политическом уровне – обращаясь в Лигу наций с просьбой признать отделение Карелии. Зимой 1922 года РККА, при серьезной помощи «красных финнов», выбивает агрессоров с российской территории.
Однако на этом напряженность в отношении двух стран не заканчивается – до конца 1920-х годов с территории Финляндии в Россию заскакивают вооруженные банды, которые убивают пограничников и представителей Советской власти.
А Хельсинки становится своего рода центром шпионской и террористической деятельности против России – например, именно через финскую границу в рамках знаменитой операции «Трест» в Советский Союз попал Сидней Рейли, с территории Финляндии планировалась и осуществлялась шпионская и террористическая деятельность.
Чего стоит только знаменитый подрыв водопровода в Петрограде, который, по задумке организаторов теракта, должен был оставить голодный город без воды, спровоцировав массовую панику.
Хорошо запомнили
Понятно, что в 30-е годы финские власти начали вести себя осмотрительнее – стало понятно, что Советский Союз не только выстоял, но и серьезно окреп.
Однако соответствующую репутацию в глазах советского руководства финны уже успели заработать. В Кремле прекрасно помнили, как всего 10-15 лет назад с трудом выбивали агрессора с захваченных им территорий, и прекрасно знали, что мечты о «великой Финляндии» вплоть до Архангельска никуда не пропали.
«Ни в одной стране пресса не ведёт так систематически враждебной нам кампании, как в Финляндии. Ни в одной соседней стране не ведётся такая открытая пропаганда за нападение на СССР и отторжение его территории, как в Финляндии», - констатировал в 1935 году тогдашний руководитель наркомата по иностранным делам Максим Литвинов в беседе с финским посланником в СССР.
Знали и о десятилетиях вынашиваемых в Финляндии планах уничтожения Петрограда (тогда Ленинграда). Поэтому неудивительно, что в канун начала Второй мировой войны Советский Союз обратился к финнам с предложением: перенести границу подальше от города на Неве.
Советские власти не доверяли Финляндии – и их вполне можно было понять.
Любопытно, что первоначальные требования СССР были крайне скромными. Новая граница на Карельском перешейке должна была быть отодвинута на 90 километров, и пройти чуть южнее Приморска. Взамен Финляндия получила бы вдвое большую территорию в Карелии.
«Мы ничего не можем поделать с географией, так же как и вы… Поскольку Ленинград передвинуть нельзя, придётся отодвинуть от него подальше границу», - объяснял логику советской стороны Иосиф Сталин.
Кстати, финские военные эти соображения понимали – и известно, что даже Маннергейм выступал за удовлетворение советских требований. Однако общественное мнение Финляндии, которое десятилетиями формировалось газетными рассказами про русских варваров, не позволило правительству пойти на компромисс. И началась война, стоившая обеим сторонам сотен тысяч жизней.
Третье вторжение
Первоначально она складывалась неудачно для Советского Союза. Но в феврале 1940 линия Маннергейма была прорвана, и Финляндия оказалась на грани военной катастрофы. В марте начались переговоры о мире, 12 марта в Москве был подписан мирный договор, и 13 марта 1940 года боевые действия оказались остановлены.
По итогам Зимней войны Финляндия потеряла Карельский перешеек, Выборг и несколько районов в приладожской Карелии. Гораздо больше, чем изначально просил Советский Союз, вынужденный укреплять оборону своих северо-западных рубежей.
А год спустя Финляндия, пойдя на союз с нацистской Германией, в третий раз вторглась на территорию России. В этот раз финны все-таки смогли захватит Петрозаводск, помогли вермахту замкнуть кольцо фашистской блокады Ленинграда, устроили концлагеря для русских мирных жителей на оккупированных территориях.
В общем, сделали всё возможное, чтобы подтвердить свою репутацию в глазах советского руководства, которая и привела к решению о начале Зимней войны. Финны своих новых союзников, впрочем, предали, но это уже другая история.