Программа "Танц-класс" в эфире Шестого канала отличается от многих передач своей необычной темой - это взгяд на жизнь через призму танца. Но с самого начала бросается в глаза живая, романтичная и очень красивая заставка из рисунков, дышащих атмосферой танца. Автор заставки - художник Михаил Ленн. Хотя его произведения украшают многие галереи за рубежом, о творчестве Михаила петербургские ценители знают немного. Наверное, из-за того что 11 лет назад Ленн переехал жить из Петербурга в Бостон. Поэтому, приглашая художника в редакцию "АиФ", мы попросили его захватить с собой альбом с картинами, написанными в США. Альбом оказался довольно толстым.
- Как же вы из далекой Америки попали на Шестой канал?
- Я в свое время много работал на "Ленфильме", даже делал первый конкурс "Ленинградской красавицы", и тогда появилось немало людей, с которыми стал общаться. Они за годы моего отсутствия "выросли", и Виктор Машенджинов, директор "6-го канала", мой друг с тех времен, позвал меня к себе. И я ему за это очень благодарен.
- Если честно, есть большие сомнения, что российский канал может платить американские зарплаты.
- Так оно и есть. Конечно, они стараются, но их старания: Понимаете, я участвую в ситуации, которая мне интересна, а деньги тут не главное.
- Но почему именно "Танц-класс"?
- Потому что люблю рисовать танец. Это динамика, ее рисовать сложно и интересно. Я люблю танцующих людей, в этом есть жизнь. Я же еще и джазовый пианист, люблю музыку, танец - это мое. Серебряный век России, Дягилев, Нижинский, Бенуа, Бакст - даже называя эти имена, чувствуешь трепет. И еще люблю рисовать город.
- Природу, я вижу, тоже пишете?
- Ну, это для разнообразия. Я же реальный художник, хочу, чтобы мои картины покупали. Конечно, могу рисовать как угодно, и заумно тоже. Другое дело - зачем? Поэтому мои любимые люди - это импрессионисты. Спокойно, радостно, свежо.
- Ваши картины тоже напоминают импрессионистов.
- Ну, так как их очень люблю, то непроизвольно они оказывают влияние. Галерея, с которой сейчас работаю, когда-то прислала первое письмо: "Мы продаем Шагала, Пикассо, Моне, Ренуара - добро пожаловать в семью". А на выставке в Детройте в первом зале висело по одной картине представленных художников. Там были Пикассо, Шагал, Рембрандт и я. Приятно же!
- Ваши картины покупают, значит, их понимают?
- Людям нравятся вещи, которые они узнают, ассоциируют с собой. Когда человек поднял свой уровень понимания, у него и ассоциаций больше возникает. Одно произведение может захватить многих людей, но один увидит одно, а более образованный еще и другое.
- Много ли своих работ вы уничтожили?
- Вам, наверное, не понравится мой ответ, но за последние лет восемь ни одной. А до этого рвал. Ведь когда что-то делаешь почти всю жизнь, возникает профессионализм. Условно говоря, я знаю, что все, что нарисую, будет на твердую четверку с плюсом. Но иногда возникает дуновение - вдруг, непонятно почему, рука делает движение, и ты знаешь, что это классно. Это вдохновение или муза -не знаю.
- Кстати о "музах"...
- Женщин я люблю. Нет, обожаю.
- От них зависит, что вы будете рисовать?
- Сюжет не зависит. А вот как я буду это делать: Возникает какой-то кураж, как пропеллер сзади крутится. Сначала смотрю на лист бумаги, потом рисую карандашом, причем время специально затягиваю, чтобы выработать адреналин. А когда наконец начинаю накидывать краску, то ныряю в картину. Здесь есть элемент сумасшествия. Это только критики знают, что хотел сказать художник своей картиной, а художники могут и не знать, рука сама делает какое-то движение, ее куда-то тянет.
- Как вы понимаете, что пора отдохнуть?
- Мне трудно отделить отдых от работы. Я счастливый человек, делаю то, что нравится, поэтому непонятно - я все время работаю или все время отдыхаю? Вот сейчас ходил в Эрмитаж, устал дико. Я что, работал?
- Какие из ваших работ можно будет увидеть в России?
- Это сложно. Но сейчас мы вместе с "6-м каналом" планируем выпустить календарь-еженедельник, там на каждой страничке будут мои картины. 52 картины получается. Передачи опять же по телевизору. Будем потихоньку внедряться в жизнь: