По монашеским преданиям люди на острове появились еще до крещения Руси. Пришедшие греки Сергий и Герман в начале Х века основали здесь монастырь, который к началу ХХ века стал крупной обителью, своеобразным монашеским государством, называемым в народе Северным Афоном. С 1917 года остров - территория Финляндии, а с 1939-го - СССР. Немногим более 60 лет назад монахи покидали остров.
Валаам на берегу Юоярви
После революции, когда старинный монастырь на Ладоге оказался на территории Финляндии и из России уже не приходили новые послушники, жизнь шла своим чередом. Но во время Зимней войны (так тут называли войну 1939-1940 годов) монахам пришлось эвакуироваться, так как советские войска нещадно бомбили Валаам.
Погрузив более половины всего монастырского имущества в лошадиные повозки и 32 финских военных грузовика, 205 монахов и трудников отправились по льду в путь. Те, кто уходили последними, рассказывали, что от очередной бомбежки раскололся Большой Андреевский колокол, разрушены скиты, храм Тихвинской иконы Божией Матери.
Последний настоятель Старого Валаама игумен Харитон со старшей братией ездил по Финляндии, осматривал продававшиеся сельские угодья, чтобы найти подходящее место. Когда прибыли в поместье министра иностранных дел Саастамойнена в деревне Папинниеме, на берегу озера Юоярви, на втором этаже усадьбы увидели икону преподобных Сергия и Германа, основателей Валаамской обители. Братия сочла это знаком свыше (икону подарил владельцу усадьбы побывавший на Валааме голландский принц Генрих), и они купили поместье вместе с 300 га земли.
Церковь по указанию бывшего духовника царской семьи иеросхимонаха Ефрема устроили в старом сарае. Установили там привезенный с собой иконостас и начали служить.
О насельниках, молча уходивших с Валаама по ладожскому льду, здесь помнят. Их имена начертаны на деревянных крестах монастырского кладбища, а в маленьком музее-келье хранятся некоторые их вещи: саквояж игумена Синфориана, который в 1970-х годах служил в полном одиночестве, потому что старой братии почти не осталось; тросточка старца Акакия, который скончался в 1984 году в возрасте 111 лет и часто повторял: "Бог забыл обо мне, и слава Богу"; скуфеечка последнего Валаамского инока Мефодия, успевшего перед кончиной побывать на Валааме, когда туда вступили первые монахи для возрождения обители, и зажечь свечу в пустом полуразрушенном храме.
"Вино веселит сердце..."
Сейчас до Нового Валаама ходят рейсовые автобусы. Остановка - у монастырских стен, рядом автопарковка, комфортабельная гостиница для туристов и корпус для паломников. Единственный в Финляндии православный монастырь принимает до 150 тысяч человек в год. Летом церкви целыми днями открыты, пользование библиотекой и вход в музей, где хранятся уникальные сокровища Валаамской ризницы, - бесплатные.
"В конце 60-х братия Нового Валаама отказалась от земледелия и скотоводства: старые стали, не справлялись, - рассказывает игумен архимандрит Сергий. - Число насельников резко уменьшилось, и пресса писала, что монастырь обречен, придется закрывать. Но в 1977 году, когда отмечалось 800-летие православия Финляндии, на Новом Валааме был возведен новый храм Преображения Господня, где в особом приделе помещены чудотворная икона Коневской Божией Матери и образ Валаамской Богоматери. Тогда же перешли на григорианский календарь, а службы стали совершать в основном на финском языке".
Сегодня в монастыре подвизаются 11 монахов и 3 послушника. Кроме отца Исидора из Эстонии и отца Владимира из Канады, остальные - финны. У каждого из них разные обязанности. Бывший пекарь о. Александр печет булочки и печенье, о. Исидор - звонарь; имеющий экономическое образование о. Андрей - эконом, о. Арсений - известный иконописец. Но почти у всех есть одно общее послушание: проводить экскурсии по монастырю.
Братия весьма успешно ведет туристический бизнес (кстати, еще в 30-е годы Валаам был "на самоокупаемости" и жил за счет привлечения туристов). Прибыль поступает от ресторанчика "Трапеза", от церковной сувенирной лавки, от теплоходных экскурсий по озеру Юоярви на монастырских кораблях "Сергий" и "Герман".
Другой серьезный источник доходов - собственное столовое вино из разных сортов черной смородины, которое можно купить только на территории монастыря. Четыре года назад отец-эконом сам разработал рецепты, составил бизнес-план, получил кредит в банке и благословение настоятеля.
На монастырских землях выращивают 32 тысячи кустарников черной и белой смородины. Три работника с помощью машин собирают плоды, очищают листья, прессуют ягоды. Вино в дубовых бочках полгода хранят в погребе. Затем его разливают в длинные красивые бутылки и продают в церковной лавке.
Отец Андрей уверен, что занимается богоугодным делом, ведь в Библии написано, что "вино: веселит сердце человека". "Мы планируем выпускать до 200 тыс. бутылок в год, - говорит он, - и уже в этом году наладить производство кальвадоса и двух новых сортов вина".
Конечно, ни туризм, ни винный заводик - не самоцель. С их помощью монастырь не ходит с протянутой рукой, и не только обеспечивает себя, но и реставрирует иконы, содержит храмы, богатейшую библиотеку и архив, вкладывает средства в содержание светской православной Академии (таких всего две в мире - здесь и в Греции) и помогает карельским храмам.
Тайна иконы
В монастырских подвалах долго хранилась сильно поврежденная валаамская икона XIX века "Распятие Христа". Во время войны кто-то стрелял в нее из винтовки, целясь прямо в скорбные глаза и в нимб Богоматери: Там, где от выстрелов со временем отшелушилась синяя краска, проступал розовый фон. Икону отнесли в реставрационный центр, расположенный на территории монастыря, сделали рентген и:
"Это было похоже на чудо, - рассказывает ведущий специалист Леена Никканен. - Оказалось, что под первым есть второй слой, с тем же сюжетом, но фигуры там расположены немного иначе, поэтому контур нимба и лик Богоматери оказались целы. Пули прошли рядом. Мы сняли более поздний слой и установили его на другую доску. Под ровным синим фоном, который был за спиной распятого Христа, оказался сияющий град Иерусалим, пронизанный лучами солнца. Мы оставили пулевые отверстия - только заделали их, не закрашивая. Ведь это часть истории этой иконы, свидетельство того, что ей пришлось пережить".
Этот центр открылся в 1984 году - причем здание строилось на государственные средства. Пять реставраторов работают в ведении Министерства культуры, принимают участие в международных проектах, выполняют различные заказы, в том числе - по реставрации икон (за 17 лет их отреставрировано более 150). За это монастырь должен платить им, как любой другой заказчик.
Поскольку братия в свое время вывезла в Финляндию более 60 процентов имущества Старого Валаама, здешние монахи делают все, чтобы сохранить его. Между прочим, они называют Старый Валаам "Ладожским", объясняя это так: "Монастырь - не место, а братство, традиция, которая не прервалась. Поэтому в каком-то смысле Старый Валаам - на самом деле Новый, а наш - Старый": В деревянном храме до сих пор даже коврики и скамьи - с ладожского острова. А в игуменских покоях - портреты всех валаамских настоятелей за последние 200 лет, кресло, подаренное последней русской императрицей иеросхимонаху Ефрему.
Сегодня тут продолжают и иконописные традиции. Архимандрит Арсений начинал учиться этому искусству в приходской мастерской г. Куопио (почти все православные приходы в Финляндии имеют свой иконописный кружок), где преподавал инок Нового Валаама японец Петр Сасаки. Потом учился в Санкт-Петербургской духовной академии, и с 1985 года подвизается на Новом Валааме.
Иеромонах Арсений пишет иконы не только для Нового Валаама и карельских храмов, но и выполняет заказы - в таких случаях доход идет монастырю. Кроме того, он изучает иконописные архивы и пишет книги - о взаимоотношениях Церкви и государства, об истории Валаама и Коневца, о фрейлине императрицы Анне Вырубовой, судьба которой тесно связана с Валаамом (в 1920 году она жила в Финляндии и передала монахам свой архив).
Много материалов для своих книг о. Арсений находит в библиотеке Старого Валаама, основанной еще в XV веке. До войны здесь насчитывалось до 30 тысяч книг. Свыше 21 тыс. было эвакуировано. Библиотека и архив ждут своего исследователя, который наверняка откроет еще немало неизвестных страниц "Русского Афона".