Борис Демченко руководил предприятием без малого 40 (!) лет. При нем питерский "обломок" советского "Аэрофлота" превратился в самую рентабельную авиакомпанию страны. И - лакомый кусок для менее удачливых, но более близких к власти авиаторов. С отставкой Демченко ушла в небытие и самостоятельность "Пулково".
Москвичи на хвосте
Высшую советскую номенклатуру возил по воздуху отдельный авиаотряд "Аэрофлота". После распада СССР Борис Ельцин создал на его базе Государственно-транспортную компанию (ГТК) "Россия" и подчинил ее Управлению делами президента. В 99-м, под занавес ельцинского правления, правительство разрешило "России" совершать коммерческие перевозки, чтобы за их счет окупать воздушные путешествия первых лиц государства.
Заработать много не удалось. Хотя статус президентской авиакомпании давал "России" очевидные преимущества, доплачивать из бюджета приходилось все больше и больше. И в августе 2002-го российское правительство решило объединить ГТК "Россия" с "Пулково" ("в целях совершенствования перевозок высших должностных лиц государства").
Возник вопрос, кого к кому присоединять. При сопоставимой численности "бортов" (44 против 39 у Москвы) Питер имел мощную наземную службу и собственные сервисные площадки. "Россия" их арендовала. И общий объем перевозок у "Пулкова" был в 10 раз больше. И пассажиров питерские авиаторы за 2002 год перевезли в 2,5 раза больше. И 2002 год завершили с прибылью в 1,2 миллиарда рублей, тогда как от "России" кредиторы в июне 2003-го ждали 750 миллионов. Неудивительно, что Демченко предложил своим начальникам в Минтрансе влить "Россию" в "Пулково" и представил соответствующее технико-экономическое обоснование. Но у Москвы были другие планы.
Дымящая "Россия"
В начале 2003-го по столице ходили слухи, что потаенная цель правительства - объединить все российские авиационные ФГУПы (федеральные государственные унитарные предприятия) в один мощный кулак. Присоединить к союзу "Пулково" и "России" "Дальавиа", "КавМинводыавиа" и т. д., чтоб получился государственный авиаперевозчик покруче "Аэрофлота". Тогда было бы логично разместить его в Москве, и разработанный в Питере план уже не годился бы.
Потом не до жиру стало Управлению делами президента. Долги ГТК "Россия" росли день ото дня. К началу осени 2003 года их оценивали уже в 900 миллионов. А к Новому году ГТК задолжала вдвое больше - по разным данным, от 60 до 70 миллионов долларов. Слияние с "Пулково" стало для нее делом жизни и смерти. Как рассказал "АиФ-Петербург" источник в руководстве "Пулкова", в начале декабря было подготовлено и чуть ли не завизировано Михаилом Касьяновым постановление правительства, утверждающее вариант Управделами президента.
Январский штопор
Демченко ударил в набат - обратился к Валентине Матвиенко и Илье Клебанову. "В настоящее время события развиваются по неперспективному и рискованному варианту, что может отразиться и на экономике региона в целом", - сообщил он, в частности, в письме на имя полпреда президента в СЗФО. Напомнив, что на весь Северо-Запад есть только один аэропорт, принимающий все типы судов и отвечающий всем международным требованиям, Демченко попросил поддержки, дабы не допустить "нерациональные варианты предстоящего объединения".
Два бывших вице-премьера, знающих все входы и выходы в правительстве РФ, сделали невозможное. Готовое постановление не вышло - ему не присвоили исходящий номер и похоронили в канцелярии Белого дома. После новогодних праздников произошел обмен делегациями. Демченко снова отправился искать правды в Москву. А в Питере засела межведомственная комиссия под председательством руководителя Государственной службы гражданской авиации РФ Александра Нерадько - согласовывать окончательный текст постановления правительства.
Питерские власти предложили: давайте для начала отделим от "Пулкова" и оставим городу аэропорт, а затем объединим две авиакомпании. "Россию" такой вариант устраивал не вполне. В итоге закрутилась хитроумная интрига. Появился - и, по некоторым данным, был завизирован министром транспорта Сергеем Франком - такой вариант объединения, по которому аэропорт действительно выделялся из состава авиакомпании и приватизировался. Однако новое АО получило бы в собственность: лишь два здания аэровокзалов, "Пулково" и "Пулково-2".
"Разведка доложила точно": к блокадным дням Демченко уже знал, какой именно вариант объединения Франк понес на согласование к Касьянову. И когда на берега Невы 27 января прилетел Владимир Путин, губернатор Валентина Матвиенко, по информации "АиФ-Петербург", буквально "протаранила" его ближний круг - нарушила планы протокольных служб и все же обсудила с главой государства реорганизацию "Пулкова". В итоге администрация президента вмешалась в процесс интеграции, и разнести авиагородок по косточкам не удастся. Аэропорт отойдет городу целиком - со всей инфраструктурой, включая пансионат на берегу Черного моря, детский лагерь, медсанчасть, гостиницу и т. д.
На честном слове и с новым директором
Больше того, есть сведения, что администрация президента может подкорректировать и сценарий слияния "Пулкова" с ГТК "Россия". Валентина Матвиенко, например, пообещала, что объединенная компания будет зарегистрирована в Петербурге и, таким образом, пополнит налогами городской бюджет.
Однако из январского "штопора" питерские авиаторы вышли уже с новым начальником. 1 февраля у Бориса Демченко истек срок действия контракта с Минтрансом.
В середине января Москва вроде бы обещала ему продлить полномочия - до объединения с ГТК "Россия". Однако Демченко слишком рьяно отстаивал интересы своих подчиненных. Директор, который сам уговаривал трудовой коллектив не проедать всю прибыль, а пускать ее на совершенствование материальной базы предприятия, нипочем не согласился бы на "нерациональные варианты".
На его место вначале прочили директора ГТК "Россия" Николая Шипиля - тогда бы у двух "Пулково" точно не возникло с "Россией" никаких разногласий. Но, переписав последний сценарий объединения, администрация президента переиграла и это назначение. Вакансия досталась, как это модно в современной России, выходцу из КГБ - Александру Головину, бывшему заму Демченко по авиационной безопасности.
Ожидается, что после разделения "Пулкова" Головин возглавит аэропорт. А у штурвала объединенной компании (предварительное название - "Союз") встанет Николай Шипиль. Говорят, что тогда воплотится в жизнь мечта одной могущественной российской туристической фирмы, в свое время помогавшей восхождению по карьерной лестнице руководителя "России". Она сможет на льготных условиях возить туристов авиапарком в 90 с лишним судов, чему так упорно противился радевший о выгоде "Пулкова" Демченко.
афоризм
Если бы Господу было угодно, чтобы мы летали на самолетах, он не создал бы железных дорог.
Майкл Фландерс, английский юморист