Министерство транспорта РФ поставило точку в продолжавшемся почти полтора года конфликте вокруг круизов компании "Силья Лайн". Спор разгорелся из-за виз, которые должны или не должны были получать пассажиры лайнера "Опера" для схода на питерский берег. По всем существующим законам пассажиры круизных судов могут находиться в России без визы, но наш МИД попросту отказывался признавать маршрут Хельсинки-Петербург круизным и требовал с туристов деньги за разрешение на въезд.
Виза со скидкой
Круизы "Силья Лайн" в Петербург должны были начаться еще в августе прошлого года. Компании, продававшие билеты на этот рейс, ориентировались на международные договоры, подписанные Россией, и потому в цену путешествия не заложили стоимость визы. Кроме того, за три месяца до начала проекта тогдашний губернатор Петербурга Владимир Яковлев пообещал всяческое содействие в визовых вопросах - городу позарез были нужны туристы, а одна только "Силья Опера" вмещает 1400 пассажиров.
Однако в МИДе сочли, что губернаторы им не указ (что, в общем-то, правильно), а всякие договоры, правила и законы можно обойти, объявив маршрут "не круизным". Буквально накануне отправления первого рейса из Хельсинки российский МИД потребовал, чтобы каждый пассажир получил визу. Срок оформления - две недели, теплоход отходит завтра, что делать? Сделать исключение и оперативно выдать документы наше посольство в Финляндии не захотело, и рейс пришлось отменять. Шум тогда поднялся страшный - ни одна финская газета не отказала себе в удовольствии поиздеваться над методами работы нашего МИДа.
После длительных переговоров "Силья Опера" все-таки начала привозить финнов в Петербург. На берег они сходили, имея в паспорте российскую визу, за которую, правда, платили не 30 долларов, как обычно, а в два раза меньше. Такую МИД сделал скидку. Что ж, и на том спасибо.
Бизнес на гостях
Впрочем, что ж теперь ворошить прошлое, коли с 12 ноября визы для пассажиров "Силья Оперы" вовсе отменили? На это президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько ответил нам: "Историю с "Силья Лайн" нельзя считать досадным и счастливо разрешившимся недоразумением. Это принципиальная политика российского МИДа, который превратил процедуру выдачи виз в своеобразный бизнес, препятствуя этим развитию туризма в стране". Петербург - лишь частный случай. 1400-местный лайнер привозил в наш город в среднем по 600 человек, зато консульские службы получали за визы 9 тысяч евро. МИД не волновало, что из-за столь малой загрузки теплохода Питер недосчитывался сотен тысяч долларов прибыли - главное, что дипломатическое ведомство свою долю имело.
Кстати, получить право на въезд в Россию стоит гораздо дороже, чем во многие государства. Наши консульства оформляют визу по две недели, взимая за нее $30. Это вполне сопоставимо со странами, являющимися лидерами мирового туризма, к которым Россия пока не относится. Нам лишние визовые ограничители ни к чему, но они есть.
У МИДа есть свои аргументы: паритет с другими государствами и угроза терроризма. Однако, по мнению специалистов, это несерьезно. В каждом российском консульстве существует прейскурант: получить визу за две недели стоит $30, за пять дней - $100, за два дня - $150. "Это просто торговля, а не защита безопасности страны", - говорит Сергей Шпилько.
На этот раз Петербург с большим трудом сумел победить, отстояв право принимать гостей, прибывающих морем, без разрешительных документов. По разным оценкам, это принесет городу от 2 до 5 миллионов долларов дополнительных доходов. Впрочем, МИД проиграл всего лишь бой, но не битву.
Сейчас Россия пытается вести переговоры с Евросоюзом о полной отмене виз. Диалог идет трудно, европейцы жалуются, что позиция нашей страны четко не определена, и вообще все это больше смахивает на пиар-кампанию. Кстати, переговоры ведет все тот же МИД, кровно заинтересованный в сохранении существующего порядка. Стоит ли в этом случае ждать положительного для россиян решения?