Аргументы и Факты
spb.aif.ru
16+
Санкт-Петербург
Аргументы и Факты
spb.aif.ru
16+
Санкт-Петербург
Примерное время чтения: 7 минут
173

На пределе лошадиных сил. Привозные авто могут стать в два раза дороже.

Еженедельник «Аргументы и Факты» № 41. Аргументы и факты - Петербург 08/10/2025
Увидел цены на новые иномарки – ужаснулся!
Увидел цены на новые иномарки – ужаснулся! freepik.com

Минпромторг планирует изменить методику расчёта утилизационного сбора на автомобили мощностью свыше 160 лошадиных сил. Инициатива буквально «взорвала» интернет — только на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов под документом почти 100 тысяч недовольных высказываний. Аналитики считают, что из-за новых вводных цена на большинство популярных автомобилей станет неподъёмной для обычных граждан, а сам рынок рискует обвалиться. Подробнее — в материале spb.aif.ru.

Что такое утильсбор

Утилизационный сбор — это обязательный платёж, взимаемый с тех, кто импортирует или производит автомобили, а также с конечных пользователей транспортных средств. Его в рамках мер по защите окружающей среды ввели в России в 2012 году. В то время основная идея заключалась в том, что собранные средства должны направляться на организацию и оплату процесса утилизации старых машин, чтобы минимизировать вред экологии. Изначально размер утильсбора для легковых автомобилей был установлен на уровне 20 тысяч рублей и зависел лишь от двух факторов — возраста машины и объёма её двигателя. Это означало, что чем старше автомобиль и чем больше объём двигателя, тем больше денег следовало платить. Но сегодня ситуация изменилась: несмотря на то, что основные цели утильсбора остались прежними, при его расчёте добавился ещё один критерий.

Сейчас размер утильсбора определяют не только с учётом возраста и объёма двигателя, но и с привязкой к году выпуска авто. При ввозе машины с двигателем объёмом до трёх литров физлица платят 3,4 тысячи рублей — если возраст автомобиля не превышает трёх лет, и 5,2 тысячи рублей — если он «старше». Для сравнения: величина коммерческого, дилерского «утиля» сегодня достигает 667 тысяч рублей за модели объёмом от одного до двух литров. А утильсбор для авто с двигателями объёмом от двух до трёх литров уже 1,87 млн рублей.

Минпромторг хочет пересмотреть эту методику и ввести дополнительный критерий — мощность авто в лошадиных силах. Иными словами, льготная ставка может сохраниться лишь для машин мощностью менее 160 л. с., хотя и они, скорее всего, позже подорожают из-за повышенного спроса.

На деле это выглядит так. Например, размер нынешнего утильсбора на Geely Monjaro объёмом два литра и мощностью 238 л. с. — 3,4 тысячи рублей. А по новой формуле он составит — внимание! — 842 тысячи. За Toyota RAV4 надо будет доплатить 1,97 млн рублей, за Hyundai Santa Fe — 2,88 млн, а за трёхлитровый BMW X3 — 3,73 млн рублей.

Рынок может рухнуть?

«Если новую методику примут, на петербургском рынке автомобилей может произойти значительное сокращение ассортимента моделей, ввезённых по параллельному импорту, — в частности, тех, чья стоимость не превышает 3 млн рублей. Эти машины могут подорожать на 40%», — говорит автоэксперт Владислав Доронин.

В зону риска попадают зарубежные внедорожники премиум-класса, в том числе Mercedes-Benz G, GLE, GLS и BMW X7. Исчезнуть с рынка могут также японские и корейские модели, такие как Toyota Land Cruiser и Kia Mohave.

Новый «утиль» нанесёт серьёзный удар и по китайским автомобилям.

«Дело в том, что многие из них оснащаются турбированными двигателями, которые при относительно небольшом объёме способны развивать высокую мощность. При этом покупатели платят за такие машины как за обычные малолитражки. Кроме того, отмечается рост числа гибридных автомобилей, где двигатель внутреннего сгорания объёмом менее 1,5 литра также имеет высокую мощность, что значительно повысит итоговую сумму сбора», — объясняет Доронин.

Новая методика может больно, а то и фатально ударить по кошелькам тех петербуржцев, кто оформил покупку за границей ещё до подписания документа. Растаможивать автомобили придётся уже по новым правилам, которые кардинально отличаются от текущих.

«Поражает сама скорость внедрения таких инициатив. Новые правила начинают действовать через 30 дней после подписания, а это быстрее, чем длится полный цикл сделки по некоторым санкционным автомобилям, например японским», — рассказал сооснователь компании LikeAvto Никита Шелехов.

При этом, как считает эксперт, вряд ли новые пошлины надолго удержат фанатов санкционных марок. Когда рынок «переварит» текущий склад и цены выровняются, закупки вернутся — просто потому, что у покупателей этих брендов нет реальной альтернативы. Поэтому сначала импорт затихнет на несколько месяцев, а уже в 2026 году снова оживёт — пусть и на значительно меньших объёмах.

Между обычными автолюбителями всегда много споров и разногласий, но в этом случае их мнения сошлись — новый утильсбор «похоронит» рынок. Для многих покупка заветной иномарки не просто откладывается, а становится просто невозможной.

«В следующем году хотел купить Hyundai Santa Fe в комплектации с третьим рядом сидений. Летом у меня родился третий ребёнок, поэтому в нашей старенькой KIA места стало недостаточно. Недавно почитал новости — ужаснулся! Получается, что накопленных денег теперь хватит только на оплату сбора, а на что покупать сам автомобиль?» — сокрушается житель Кировского района Михаил.

Такого же мнения придерживается автолюбитель из Кронштадта Павел. Он договорился о доставке из Кореи кроссовера KIA, однако привезти машину должны только в декабре. «Я уже внёс предоплату, сделку отменить нельзя. А теперь узнаю, что при растаможке на границе меня могут „порадовать“ сбором, который составляет половину стоимости машины. Не знаю, что делать», — раздосадованно вздыхает собеседник.

Есть ли выход?

Как поступать в такой ситуации? Автоэксперт Владислав Доронин советует как можно скорее принять взвешенное решение, особенно если речь идёт о мощном автомобиле.

«Рекомендуется совершить покупку до 1 ноября 2025 года, пока действуют текущие тарифы утильсбора, что позволит избежать значительного удорожания транспортного средства. При этом следует проявить особую осторожность при работе с компаниями, занимающимися импортом автомобилей из Китая, Южной Кореи и Европы, поскольку большинство из них уже приостановили приём новых заказов до прояснения ситуации», — подчеркнул он.

Также важно понимать, что физически невозможно успеть привезти автомобиль из-за границы до указанной даты, поэтому любые обещания о быстрой доставке могут быть признаками мошенничества.

Остаётся один вариант — выбирать машины с мощностью двигателя до 160 лошадиных сил, ведь именно эта категория транспортных средств может быть освобождена от резкого роста сборов. Успокаивает то, что практически все автопроизводители — от бюджетных Kia до премиальных BMW и Audi — предлагают модели с такой мощностью.

При планировании покупки стоит хорошо подумать и тщательно проанализировать целесообразность заказа автомобиля из-за границы. Если аналогичные модели доступны на российском рынке, приобретение вашего нового транспортного средства у местных дилеров может оказаться намного более выгодным решением.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Топ 5


Самое интересное в регионах