Новые правила для автошкол должны были начать действовать с сентября этого года. Но оказалось, что многие учебные заведения для будущих водителей к этому не готовы. Дискуссии, как им работать по-новому, идут до сих пор. Чему и как будут учить автошколах — в материале spb.aif.ru.
Теория — дистанционно
Учить водителей по-новому начнут с 1 марта следующего года — правила изменил приказ Минпросвещения № 505 от 1 июля 2025-го. Одна из новаций — «дистанционка»: автошколы смогут проводить теоретические занятия удалённо, используя фиксирующие посещаемость и успеваемость учащихся специальные программы. В курс добавят правила оформления ДТП через мобильное приложение, использование светоотражающих жилетов, управление СИМ, в том числе электросамокатами. И объяснят, как безопасно водить машину в экстремальных ситуациях. Чуть увеличится и количество практических занятий: на «механике» станут ездить 58 часов вместо 56, на «автомате» — 56 часов вместо 54. Для отработки первой помощи в обязательном порядке будут использовать специальные манекены, а на сайте ГАИ появится открытый рейтинг автошкол по аварийности выпускников. Также все школьные автодромы обяжут иметь покрытие с нужным коэффициентом сцепления и системы водоотведения.
По словам члена Общественной палаты РФ, вице-председателя межрегиональной общественной организации защиты прав потребителей «Комитет по защите прав автовладельцев» Александра Холодова, удалёнку уже используют многие автошколы Петербурга. «При записи в автошколу вам сразу могут предложить дистанционный вариант теоретических занятий. На качество обучения, я думаю, это влиять никак не будет. Какая разница, смотрите вы видеоурок или слушаете его в классе? Нюанс только в возможности задать вопрос преподавателю. Но я думаю, что у автошкол всё равно останется возможность проводить хотя бы одно занятие очно — например, ответить на вопросы учащихся, если они остались».
Также Холодов предложил моделировать с учениками «лосиный тест» — когда перед машиной неожиданно «выскакивает» некий объект — как лось на дороге. Таким «лосем» может оказаться кто и что угодно — самокатчик или выпавший из грузовика диван. «Я вижу это так: едет по площадке водитель, а перед ним бросают покрышку, чтобы он оперативно смог её объехать, — это один из вариантов», — объяснил он.
Ещё одно новшество — раздел о средствах индивидуальной мобильности. «Не как ими управлять, а как водителям реагировать на самокатчиков, — поясняет Холодов. — Что, к примеру, выезжая со двора, надо пропустить СИМ. Чтобы водитель понимал, что условные пешеходы могут ехать на средствах индивидуальной мобильности, и их скорость может быть гораздо выше».
В новых требованиях к площадкам Холодов проблем не видит: городские автодромы давно уже сухие и с отличным покрытием.
Что касается манекенов, это дополнительная трата, но, как напомнил эксперт, одноразовая, и никто из-за таких расходов особо не разорится.
Онлайну — нет!
Самую жаркую дискуссию среди руководителей автошкол вызывают дистанционные уроки. Для одних это палочка-выручалочка: можно не оборудовать классы и не держать штат преподавателей — один сможет вести занятия онлайн с сотней или даже с тысячей учеников сразу.
Для других — полная деградация системы подготовки водителей.
Возглавляющий отделение ДОСААФ по Курортному району Петербурга Александр Ваймер категорически против: «Это преступление! Делайте как было, как во всём мире!»
Ваймер, к слову, является депутатом Законодательного собрания Петербурга VI созыва, преподавал в автошколах 40 лет и уверен, что живое занятие никогда не заменит дистанционного.
«Если по безопасности дорожного движения не будет диалога с педагогом вживую, ты этого не услышишь. Ты будешь сидеть в компьютере, но ничего не услышишь, ничего. А учиться в классе, слушать педагога — это другое. Ты вопрос задашь педагогу? И я тоже задам вопрос. Мы друг другу задаём, спорим, выясняем. Я уж не говорю про материальную часть — чёрт с ней, ладно. Двигатели, мосты, коробки — чёрт с ними, но не ходить на ПДД и не обучаться — нет. Ты у меня всё выучишь, и когда ты пойдёшь сдавать ПДД, мне не будет стыдно. А так — зашли 29, вышли шестеро. Кошмар. Вот он, онлайн. Нет, я против, был и буду», — эмоционально говорит он.
Парламентарий отлично помнит, как советские автошколы перешли в руки коммерсантов, а затем многие из них закрылись. На их место пришли новые, частные, и качество подготовки упало. А в последние годы, по его словам, оно и вовсе стало катастрофическим. Причину Ваймер видит в том, что автошколами управляет система образования, а не Госавтоинспекция. «Какое отношение образование имеет к безопасности движения? Я не понимаю. У нас „красиво“ получилось: ГАИ принимает экзамен, а образование в стороне, они тут как бы ни при чём. Лицензию выдавать должно не образование, а ГАИ, как было раньше. Они проверяли, открывали, подписывали и сами принимали экзамены».
По подсчётам преподавателя, сейчас в Петербурге осталось всего четыре школы, где будущих водителей учат по-старому, в классе. «А если всё поставили только на бабки, извините, вот ваши бабки — сколько мы похоронили, столько ДТП, сколько натворили, — спасибо, не надо», — подытожил Александр Ваймер.
Советы профессионала
Руководитель Центра водительского мастерства Дмитрий Саватеев:
«Опасных ситуаций на дорогах может возникнуть множество. Но основных я бы выделил две: скользкая дорога и аквапланирование. Потому что у нас на Северо-Западе зима с ноября по апрель, а потом — дожди».
Скользкая дорога
Главные ошибки на льду — сильно нажатый в панике тормоз и выкрученный до упора руль. Человек видит, что машина не поворачивает на льду и начинает доруливать. Это грубейшая ошибка. Авто нужно доруливать небольшими ритмическими движениями руля и не думать о том, что она плохо входит в поворот. Следует аккуратно заранее повернуть руль на минимальной скорости и, если недостаточно, довернуть буквально ещё 30%, а не выкручивать до упора. Когда колёса максимально выкручены, пятно контакта шины со льдом становится ещё меньше, и машина едет по прямой, как на лыжах.
Второе — водитель уже перерулил, а машина продолжает ехать прямо, и он сильно жмёт на тормоз, блокируя передние колеса. Это очень опасно — заблокированные колёса не цепляют, а продолжают скользить. А вот если колесо хоть немного крутится, то передаёт автомобилю направление движения, давая возможность выехать из поворота.
Чтобы понять эти моменты, необходимы хотя бы несколько часов тренировки на площадке.
Аквапланирование
Если машина попала в глубокую воду (это, как правило, колея), и водитель чувствует, что она начала как бы елозить и пошёл ритмический занос задней оси, резко реагировать нельзя! Следует очень плавно рулить и нажимать на газ, прямо микроскопически. Не трогайте тормоз — машина споткнётся о собственные колёса, так как передняя ось всегда резче тормозит, чем задняя, авто начнёт раскручивать, и оно у 82a летит. И даже если его несёт, никаких сильных подгазовок делать не нужно. Постепенно аккуратно добавляйте газ и очень медленно выруливайте из воды. Как только машина почувствует зацеп, уже можно её контролировать и съехать на обочину или аккуратно продолжить движение.
Комментарий
Председатель комиссии ЗакСа Петербурга по транспорту Алексей Цивилёв:
«Стоимость обучения в автошколах варьируется от 20 до 80 тысяч рублей. И если разделить 20 тысяч на количество часов, то получается, что преподаватель должен работать чуть ли не за 200 рублей. Понятно, что сейчас в большинстве автошкол учат формально — и теории, а самое главное — зачастую и практике. Нам же важно, чтобы человек был выучен, чтобы он эти знания получил. Конечно, в современном обществе водитель может учиться на компьютере — это перспективное направление. Но система требует серьёзного реформирования».
