Если точнее, географически Петербург расположен на берегах Невы, впадающего в Балтику Финского залива и примыкающих островах. Всего в черте Северной столицы около 42 островов, образующих живописные реки и каналы. Всё это делает Петербург уникальным городом, где море, реки, залив переплетаются, создавая особую историю, атмосферу и даже климат.
Без моря нет державы
С Балтийским морем связано само рождение Северной столицы. В 1703 году Пётр Первый «прорубил окно в Европу» преследуя конкретную цель — получить контроль над побережьем и обеспечить морским путём выход к другим странам. До этого у России не было постоянного доступа к морю на западе, что значительно ограничивало торговлю, дипломатию и военные контакты.
Однако сначала воплотить эту мечту в жизнь оказалось крайне сложно. Местность была болотистой, часто случались и наводнения, приводившие к большим разрушениям. Но император понимал: именно здесь, на берегу Финского залива, есть реальная возможность построить мощный порт, способный принимать большие корабли. Пётр лично контролировал строительство, приглашал иностранных инженеров, создавал флот. Он знал: без моря нет великой державы. И сегодня, спустя более трёх веков, этот принцип работает. Порт Санкт-Петербурга — один из самых востребованных в России, где обслуживаются как российские, так и международные суда.
Именно море определило архитектуру и планировку нашего города. Все главные проспекты, Невский, Васильевский остров, набережные — направлены к воде, так что во время прогулок петербуржцы и многочисленные гости видят корабли, маяки, парусники, слышат шум волн. И это не просто красивая декорация, а живая история, которая продолжается и сегодня.
Ключевую роль сыграло море и в развитии культуры, науки. Здесь строились морские академии, открывались обсерватории, создавались первые карты, развивались традиции. Море стало частью самосознания, вошло в идентичность города — и в песнях, стихах, фильмах Петербург часто ассоциируется с водой, ветром и кораблями.
Жизненно важная акватория
Санкт-Петербург стоит на берегу Финского залива, поэтому для него это не просто часть Балтийского моря, а жизненно важная акватория. Его длина около 120 километров, ширина в разных местах — от 35 до 130 км, глубина — в среднем 30–40 метров, что говорит о мелководье. Хотя залив защищён с суши, с моря на него могут налетать сильные ветры, подниматься шторм, особенно осенью и весной. Поэтому не случайно в Петербурге так много разводящихся мостов — это сделано специально, чтобы не мешать судоходству, особенно в периоды штормов.
На берегу стоят военно-морские базы, яхт-клубы, пляжи и набережные, так что в летний сезон залив становится центром туристической активности. Тысячи людей приезжают сюда, чтобы покататься на яхтах, поплавать, посмотреть на корабли или просто прогуляться вдоль воды.
Многие считают, что Финский залив — идеальное место для семейного отдыха. Здесь нет высоких волн, как в открытом море, а вода преимущественно спокойная, особенно в районе Лахты, Репино, Зеленогорска или Сестрорецка. Есть там благоустроенные пляжи, где можно загорать, купаться, играть в волейбол. Немало и популярных локаций для рыбалки — особенно ловли окуня, щуки и снетка. Широко известны исторические места — например, Кронштадт, который находится на острове Котлин, в середине залива.
Во времена Петра там были возведены мощные форты, которые стали настоящими крепостями. Большинство из них сохранились и сегодня привлекают туристов своей необычной архитектурой. Здесь уже работает комплекс «Остров фортов», а в районе Горской запланировано строительство круглогодичного морского курорта «Санкт-Петербург Марина». По прогнозам, первый этап этого грандиозного проекта завершится к 2028 году, а полностью кластер откроется в 2030-м. Он будет рассчитан на 1,3 млн туристов в год.
Погода в доме
Балтийское море влияет и на климат Петербурга. Именно оно во многом определяет погоду в городе — преимущественно мягкие зимы, комфортное лето, частые дожди и туманы. Такая закономерность обусловлена географическим положением города. Он находится на границе континентального и морского климата, который Балтика значительно смягчает. В итоге зимой морозы не слишком сильные, а летом жара редко поднимается до критических отметок.
Сегодня, по словам главного синоптика города Виктора Колесова, средняя температура января — около −8°C, июля — порядка + 21,6°C, что значительно теплее, чем в других городах, расположенных в той же зоне. Но есть и обратная сторона — акватория прогревается медленно, поэтому купаться в заливе можно только в июле-августе. Для одних это минус, но для многих плюс, так как даёт свежесть и бодрость. Кроме того, море влияет на ветер. В Петербурге часто дуют западные и северо-западные ветры, которые приносят с моря высокую влажность — до 80% и выше. В сочетании с прохладной температурой это создаёт ощущение холода, поэтому горожане даже летом редко расстаются с ветровкой.
Море принимает участие и в «создании» волшебства знаменитых белых ночей — когда солнце почти не заходит за горизонт, и ночью светло, как днём. Это происходит из-за географического положения — Петербург находится на 60-й параллели, что близко к Арктике. Именно море, широта и рождают феномен. Также мистикой обросли «петербургские туманы» — плотные и влажные. Они возникают из-за встречи холодной воды с залива с тёплым воздухом и могут длиться несколько дней. В это время город погружается в атмосферу загадочности и романтики, которую так любят писатели и кинематографисты.
Флот на защите города
В годы Великой Отечественной Балтийское море стало плацдармом для ожесточённых боёв. Защищать Ленинград от врага был призван и Балтийский флот, которым командовал адмирал Владимир Трибуц. Несмотря на мужество и отвагу моряков, в первые дни войны флот столкнулся с огромными трудностями. Немецкая авиация наносила массированные удары по нашим базам и кораблям, а финские минные заграждения блокировали выход в Балтику. Флот оказался в тяжелейшей ситуации, но Трибуц, проявив исключительное мужество и умение руководить войсками в сложной обстановке, сумел переломить ситуацию. В дальнейшем корабли Балтфлота поддерживали сухопутные войска артиллерийским огнём, срывали попытки противника перерезать морские коммуникации, доставляли в город продовольствие и боеприпасы.
Особое значение имела операция по эвакуации гарнизона Ханко. Под постоянными ударами авиации и артиллерии врага удалось вывезти с полуострова тысячи советских солдат и офицеров. Также важной частью обороны являлась минная война. Специалисты Балтфлота установили тысячи мин на подходах к советским базам и портам, а также на коммуникациях противника. Эти минные заграждения нанесли фашистам значительный ущерб и нарушили их планы.
К сожалению, блокаду Ленинграда предотвратить не удалось. Но благодаря усилиям Балтийского флота связь с городом оставалась открытой, что позволяло поддерживать его оборону, а затем разгромить захватчиков на море. После победы Владимир Трибуц занимался наукой, написал несколько книг, посвящённых истории Балтийского флота и морской войне. Сегодня его именем назван 798 а улица в Красносельском районе, где проходила передовая линия обороны.
Улица, метро, вокзал
Многое связано с Балтикой и в топонимике Петербурга. Так, в городе есть Балтийская улица, Балтийский вокзал, ударно работает Балтийский завод, где со стапелей сходят самые мощные в мире ледоколы. Один из жилых массивов юго-запада называется «Балтийская жемчужина», а несколько лет назад там обустроили набережную и прогулочную зону «Балтийский бульвар».
Сотни петербуржцев и гостей города каждый день пользуются станцией метро «Балтийская». Она была открыла в Ленинграде одной из первых — в ноябре 1955 года — и в эти дни отмечает 70-летий юбилей. И это только одна из сторон Санкт-Петербурга, города — судьба которого навсегда связана с Балтийским морем.