С 1 сентября таксисты в Северной столице работают по новым правилам, которые подразумевают целый ряд требований. Вместе с этим за последний месяц существенно подскочили цены на услуги извозчиков. Что происходит в отрасли, и виноват ли в росте тарифов принятый закон, – разбирался корреспондент spb.aif.ru.
500 за поездку
Согласно опросам, услугами такси в Петербурге более-менее постоянно пользуется каждый пятый горожанин. Уже месяц петербургские таксисты работают по новым правилам. 1 сентября в Северной столице, как и в других регионах России, вступил в силу федеральный закон № 580, который приняли депутаты Госдумы в конце 2022 года. Изначально предполагалось, что нововведения сделают поездки на такси безопаснее, а также выведут из «серой зоны» работу агрегаторов с водителями, имеющими статус самозанятых. Однако на региональном уровне рынок оказался не готов к «передовым» решениям, закон пришлось дорабатывать с учётом реальной ситуации на местах.
Спустя месяц существования такси в новых условиях можно сказать, что страхи работников отрасли и экспертов в какой-то степени подтвердились. Цены на услуги перевозки в Петербурге взлетели более чем в два раза. Пассажиры жалуются, что за последнее время цены существенно выросли, и поездка в среднем обходится в 400–500 рублей. Аналогичная ситуация и в других регионах. Что могло привести к резкому скачку тарифов, и действительно ли во всём виноват новый закон?
Без лихачей
Закон предполагает ряд серьёзных ограничений в работе таксистов. Так, извозчики теперь обязаны заключить трудовой договор с агрегатором либо оформить ИП. Рабочие транспортные средства при этом должны быть обязательно застрахованы по специальной ставке, которая на порядок выше стоимости обычного ОСАГО. Запретили работать в отрасли судимым по «тяжёлым» статьям (убийство, изнасилование, грабёж), а также злостным нарушителям ПДД, которые более одного раза лишались прав или имеют более трёх неуплаченных штрафов.
Все водители должны будут пройти аттестацию, а перед каждым выходом на работу – медосмотр. Вместе с этим с 1 сентября автомобили такси в обязательном порядке должны быть маркированы. В Петербурге и Ленобласти по новым стандартам машины должны быть белого цвета с жёлтой светоотражающей полосой, в салоне же необходимо разместить информацию о тарифах.
Работать извозчики обязаны не более восьми часов в день при пятидневной рабочей неделе и не более 40 часов в неделю. Однако есть и исключения. Если условия не позволяют соблюсти нормы ежедневной или еженедельной продолжительности рабочего времени, то в этом случае может применяться суммированный учёт рабочих часов. Но в любом случае по итогам месяца рабочее время водителя не должно превышать норму.
Как рассказали в комитете по транспорту, для установления административной ответственности за нарушения обязательных требований в сфере перевозки пассажиров и багажа легковым такси подготовлены изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях, которые направлены на рассмотрение в Минтранс России. Кроме того, ЗакС Петербурга подготовил проект закона, устанавливающий ответственность за нарушения требований законодательства в данной сфере.
Водители бегут?
Жёсткие требования существенно отразились на рынке. За неполные три первые недели сентября в Северной столице выдали в 21 раз меньше разрешений на такси, чем за тот же период августа. Документы на работу оформили 193 водителя, следует из данных ФГИС «Такси», месяцем ранее было выдано почти 4,3 тыс. лицензий. При этом за весь август оформили почти 12 тыс. разрешений, сообщили в комитете по транспорту.
«По состоянию на 25.09.2023, в реестре перевозчиков легковым такси Санкт-Петербурга содержится 1599 перевозчиков. В реестре легковых такси сведения о 40 724 автомобилях. По информации служб заказа легкового такси, роста тарифов и средней стоимости поездки в Санкт-Петербурге в сентябре 2023 года в сравнении с августом этого года не произошло», – сообщили в пресс-службе комтранса изданию.
По прогнозам аналитиков Центра стратегических разработок, уйти с рынка может треть таксистов из-за высоких цен на ОСАГО. Если это произойдёт, доходы отрасли снизятся на 380 млрд рублей. Такое развитие событий спровоцирует рост цен на услуги, по предварительным оценкам, на 30%.
Помимо нововведений, которые в той или иной мере повлияли (и, вероятно, повлияют ещё в будущем на рынок), есть и другие факторы. Так, выросли цены на топливо, а также стоимость ремонта авто-, запчастей, да и покупка транспортного средства – задача сегодня сложная и затратная, нежели пару лет назад. А ведь согласно новому закону, машина должна быть экологичной (не ниже класса Euro-3).
Комментарий: Виноваты монополисты?
Председатель межрегионального профсоюза работников общественного транспорта «Таксист» Андрей Попков:
«Да, цены, к сожалению, сейчас идут вверх. Это связано с инфляцией. Топливо сильно подорожало, особенно дизельное. Доллар – 100 рублей, а у нас опять же всё привязано к нему. Поэтому дело не в законе. Всё, что там написано, должны были выполнять и до 1 сентября, просто никто не соблюдал требования, а уполномоченные органы не контролировали ничего.
Мы планируем проводить анализ только после Нового года, когда уже будет действительно видно, как и на что повлиял закон. Сейчас ещё рано делать какие-то выводы, тем более странно заявлять, что тарифы подскочили именно из-за нововведений.
Принятые требования, в принципе, введены, чтобы сделать отрасль прозрачной и безопасной. Но не все хотят выполнять их, особенно агрегаторы, потому что на них возложили ответственность и функции контрольного органа. То есть если сервисом будет пользоваться нелегал-нарушитель, агрегатор также будет нести ответственность. Разговоры про то, что некому будет ездить на заказы, – страшилки тех же агрегаторов. По факту, таксисты как работали, так и работают.
Сейчас «Яндекс.Такси», по сути, является монополистом в отрасли. У остальных компаний чуть ли не 0,5% рынка. Закономерно, очень много вопросов к Федеральной антимонопольной службе.
Почему на сложившуюся ситуацию никак не реагирует профильное ведомство? Государство должно подключиться и ограничить их. Сейчас они берут комиссию с водителя до 40%. Где это видано? Завтра они 50% будут забирать, а послезавтра вообще 90%. Конечно, так и цены подскочат.
На данный момент у руководства компании в отсутствии реальной конкуренции есть все механизмы, чтобы влиять на рынок и саботировать новый закон».
Мнение эксперта: «И шашечки, и ехать»
Президент Объединения самозанятых России Игорь Жмакин:
«Как мы и прогнозировали, самозанятые водители не пошли массово за разрешениями на работу в такси с 1 сентября. Они понимают принципиальную невозможность работать по правилам для таксопарков. И в некоторых регионах уже есть примеры репрессивного применения нового закона. Например, в Уфе 15 сентября водителя оштрафовали за то, что в нерабочее время вёз маму с дачи на личном авто с разрешением на деятельность такси, но без фонаря и шашечек. По нашим данным, в Башкортостане автомобили такси, которые внесены в реестр, намеренно отслеживали по городским камерам, а затем останавливали для проверки. Складывается ощущение, что получивших лицензию целенаправленно останавливают и штрафуют за всё подряд. Сравните эту практику с декларируемой целью вывести самозанятых водителей в легальное поле.
Объединение самозанятых России помогло водителю подать в суд жалобу на постановление и направило запрос в Минтранспорта с изложением ситуации. 21 сентября пришёл однозначный ответ: в нерабочее время на автомобиль с разрешением не распространяются требования к оформлению легкового такси. Это называется правоприменительная практика. Она будет накапливаться до некой критической точки, когда законодатель будет вынужден согласиться, что в таком виде закон не даёт самозанятым возможности встроиться в легальное поле, и надо их выводить в отдельное госрегулирование с посильными и понятными требованиями.
Если говорить про цены. Поездки становятся дороже по экономическим причинам. Это и рост цен на новые автомобили, ремонт, обслуживание, топливо, страхование. И водителей по разным причинам стало меньше, предложение на рынке сократилось. Стоимость поездок будет ещё увеличиваться – это данность. На сложную для отрасли ситуацию очень неудачно накладывается новый закон, требующий расходов перевозчиков на выполнение обязательных требований и отсекающий «подработчиков». Это путь к дефициту услуги. Пользователям в прямом смысле придётся переплачивать за шашечки».