Появлению северного модерна в архитектуре способствовали укрепившиеся связи с Финляндией и Швецией, где национальный романтизм, превозносящий сюжеты из сказок и былин, был основным направлением в искусстве. Первым, кто построил в художественном плане мост между Петербургом и северными странами, стал Сергей Дягилев, организовавший в училище технического рисования барона А. Л. Штиглица в 1897 году выставку скандинавских художников. Несколькими годами позже уже архитекторы подхватили этот мотив и начали возводить в Петербурге дома в ранее невиданном стиле.
Характерной особенностью нового направления стало употребление в оформлении экстерьеров изображений животных, птиц, растений и орнаментов, проникнутых северным фольклором, которые оживляют строгий и массивный фасад дома. В отличие от более ранних стилей, где можно было видеть могучих атлантов, гигантские вазы и мозаичные панно, северный модерн являет взору серый фасад, на котором никогда нельзя встретить изображение человека, только вымышленных или реально существующих животных. Цоколь, как правило, облицован финским гранитом, а стены верхних этажей покрыты отделочным кирпичом.
SPB.AIF.RU прокладывает маршрут к домам и особнякам, построенным в этом духе, и рассказывает об их истории.
Дом Бубыря
Стремянная улица, 11
В начале XX столетия петербургский зодчий Алексей Бубырь покупает на Стремянной улице участок с постройкой и в компании с архитектором Николаем Васильевым начинает возводить для себя доходный дом. В нем он планирует поселиться вместе с семьей, а остальные комнаты и квартиры отдавать в аренду горожанам. Это здание моментально получает известность и становится новой достопримечательностью из-за диковинных рисунков, обильно украшающих фасад здания. Какие только существа не спускаются по его стенам: вороны, рыбы, растения, малопонятные существа из легенд и сказок. Отдельное место в декоративном оформлении занимает образ солнца, который словно призван купировать то, что главная сторона дома обращена на север и сюда никогда не попадают солнечные лучи.
Бубырь владел домом до 1919 года, а вскоре после революции вынужден был уехать на Украину, где его жизнь оборвалась трагическим образом. Дом же стоял на своем месте и перевидал немало, как и многие другие памятники архитектуры, выстоявшие в пекле революции, войн и перестройки. Видел он также знаменитых горожан: в квартире, где раньше жил Бубырь и которую разбили на коммунальное жилье, обитал легендарный Эдуард Хиль, позже в доме открыли кафе «Эльф», бывшее собратом знаменитого «Сайгона», где собирались представители ленинградского андеграунда: Борис Гребенщиков и Виктор Цой, а во дворе дома, уже после перестройки, снимали фильм «Брат».
Доходный дом графа М. П. Толстого. «Толстовский дом»
Улица Рубинштейна, 15-17
Огромный шестиэтажный дом на улице Рубинштейна можно по праву назвать «городом в городе». Из-за особенностей своей планировки, в которой три двора, соединенные проездами, образуют жилой квартал, создается ощущение, будто жители существуют в отдельном от Петербурга пространстве: настолько в этих дворах много места и своей особенной атмосферы. Архитектором нового проекта выступил Федор Лидваль, заказчиком грандиозного дома был генерал-майор граф Михаил Толстой, участвовавший в сражениях русско-турецкой войны 1877-78 годов.
Лидваль в своих работах любил «заигрывать» с элементами, навеянными эпохой Возрождения. Так, в оформлении толстовского дома встречаются «ренессансные» арки-проезды, широкие лоджии на верхних этажах, а также намеренная сдержанность в декоративном оформлении: только изысканные вазы, стоящие в нишах в руках у купидонов, встречающих заходящих в подъезды. Дом задумывали как жилье для представителей всех существующих сословий: квартиры здесь были как роскошные, открыто кричащие о своей дороговизне, так и скромные, призванные доказать, что они могут принять под свой кров любого. При планировке дома сразу же предусмотрели лифты, водопровод и прачечную.
По количеству знаменитых людей, живущих в этом доме, его можно назвать рекордсменом: писатель Александр Куприн, художник Михаил Шемякин, балерина Ирина Колпакова, писатель и журналист Аркадий Аверченко, поэт-революционер Василий Князев и многие другие. Среди людей, которых ежедневно можно было встретить во дворах толстовского дома, шедших в гости или возвращавшихся от них домой, можно было увидеть стройную фигуру Анны Ахматовой, Иосифа Бродского, закутавшегося в плащ, бородача Сергея Довлатова, напевающего себе под нос Александра Розенбаума, дирижирующего невидимой палочкой Валерия Гергиева, обаятельного Аркадия Райкина, талантливую Алису Фрейндлих и смеющегося Олега Басилашвили, идущего под руку с Михаилом Боярским и Ларисой Луппиан.
Кроме того, дворы и сам дом нередко выступали декорациями при съемках фильмов: здесь снимали «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Зимняя вишня», «Рожденная революцией» и «Бандитский Петербург».
Особняк Э. Г. Фолленвейдера. «Сахарная голова»
Большая аллея, 13
Каменноостровский проспект богат на памятники архитектуры в духе северного модерна. Особенно это прослеживается в экстерьерах особняка швейцарского подданного, портного и поставщика Императорского двора Эдуарда Фолленвейдера, который был построен в 1904-05 годах архитектором Робертом-Фридрихом Мельцером. Стоит сразу сказать, что особняк этот хоть и есть плоть от плоти образчик северного модерна, в его оформлении не обошлось без элементов неоготики. Это случилось оттого, что стиль в то время только начал оформляться, и особняк Фолленвейдера - пробный камень, положивший начало новому направлению в петербургской архитектуре.
В своем стилистическом решении постройка восходит к традициям романтизма Финляндии и Скандинавии: монументальные и простые объемы, массивная башня с выгнутым шатром, белая штукатурка стен, которая контрастно смотрится рядом с серым гранитом цоколя и красной черепицей кровли. Внешний облик здания напоминает старинный замок где-нибудь в Скандинавии и традиционное петербургское здание в духе модерн, который был столь широко распространен в XX столетии.
На первом этаже особняка располагался кабинет, гостиная, столовая и кухня, а на втором личные покои хозяев - библиотека, детские комнаты и спальня с будуаром. Внутри башни находится спиралевидная парадная лестница с решеткой, напоминающая растения, свободно вьющиеся вдоль всей лестницы. Любопытно, что как только дом был построен, в народе он получил название «Сахарная голова» - то ли из-за цвета штукатурки, то и из-за вытянутого купола. После революции внутри особняка находился санаторий, а в 1992 году его передали в ведение Генерального Консульства Королевства Дании.
Доходный дом И. М. Лидваль
Каменноостровский проспект, 1/3
В 1898 году участок на Каменноостровском проспекте приобретает мать зодчего Федора Лидваля Ида Бальтзаровна. Для архитектора этот дом стал первой самостоятельно работой. Нужно сказать, что Лидваль создал новый прием, который в петербургской архитектуре ранее не встречался: он устроил большой парадный двор, раскрытый во всю ширь навстречу улице, из-за чего в квартиры попадало много света. Это было совсем нетипично для доходных домов XIX века с их «дворами-колодцами».
При оформлении фасадов автор широко использовал детали, свойственные модерну: центральный портал украшен рельефной картушью, на которую нанесена дата окончания работы над этой частью здания: «1902». Справа от даты изображена сосновая ветка с шишками, рядом с которой сидит лесная птица, норовящая клюнуть находящегося рядом зайца, за которым из лесной чащи выбегает его пушистый собрат. С левой стороны от даты нанесено изображение головы рыси с раскрытой пастью, а рядом, на сучке, примостилась сова с раскрытыми крыльями.
Глядя на дом, можно также увидеть другие черты, свойственные северному модерну: обилие изображений большеголовых рыб, ящериц, мухоморов, тюльпанов, лесных ягод. Кроме того, приковывают к себе взгляд многообразные эркеры и балконы, оконные проемы, некоторые из которых увенчаны рисунками на тему флоры и фауны. Из-за этих стилистических особенностей дом попал в учебники по истории архитектуры и был отмечен наградой на первом городском конкурсе «лучших фасадов» в 1907 году.
После того как дом был построен, квартиру из девяти комнат на 3 этаже занимала до 1915 года сама хозяйка – Ида Лидваль, а в соседних квартирах на этом же этаже жили ее сыновья Эдуард Лидваль и Федор Лидваль. В 1909 году в одной из квартир проживал художник Кузьма Петров-Водкин и актер Александринского театра Юрий Юрьев.
Доходный дом Т. Н. Путиловой. Дом с совами
Большой проспект П.С., 44
Свое неофициальное название «Дом с совами» здание получило из-за скульптур сов, которыми украшен фасад. Дом строился в период с 1906 по 1907 годы архитектором Ипполитом Претро – одним из основных представителей северного модерна в Петербурге.
Здание создавалось для купчихи Путиловой, владевшей в то время мануфактурным магазином на Среднем проспекте Васильевского Острова и желавшей вкладывать «живые деньги» в недвижимость.
Поначалу здание приковывает внимание тем художественным беспорядком, в котором разбросаны окна, выполненные в разных формах: тут они шире, а здесь, наоборот, уже и протяженнее. Следом за этим взор падает на ступенчатый шаг эркеров и обилие орнаментов, при создании которых архитектор вдохновлялся образами из северного фольклора, флоры и фауны.
Если бы не эти декоративные элементы, дом был бы обычным монолитным блоком с двором-колодцем внутри, однако балконы, наличники и изображения существ делают его фасад поистине незабываемым. По сути, дом стал визитной карточкой стиля северный модерн, который только начал оформляться в Петербурге и еще «искал себя». Однако лаконичность форм и декоративные детали, связанные с северными мотивами, не могут не выдать в нем основоположника этого стиля.
В свое время в доме жил хирург Иустин Джанелидзе, архитектор Руфин Габе, поэт и переводчик Вильгельм Зоргенфрей. В 1912 году работа зодчего Претро была отмечена серебряной медалью на городском конкурсе лучших фасадов, что по тем временам было высшей наградой для архитектора даже самого высокого полета.